«Армата» – этапы создания

Начиная вторую часть своего повествования, отвечаю на вопросы читателей. В предыдущем материале я акцентировал ваше внимание на господине Морозове. Почему?

Конструктор Венедиктов В.Н.Дело в том, что в последние годы на территории Украины всё чаще поднимается вопрос о том, что ВСЕ более-менее перспективные разработки в области создания новых образцов бронетанковой техники принадлежат УКРАИНСКИМ конструкторам (!?)

Безусловно, они принимали активное участие в работах, как и конструкторы любых других национальностей. Создавалась СОВЕТСКАЯ бронетехника! Именно это я и хотел подчеркнуть.

А заслуги господина Морозова Александра Александровича никто не замалчивает. Информация о нём внесена в последнюю энциклопедию танков, имеется в Википедии.

А теперь переходим непосредственно к теме.

 Часть 2 «Прорыв восьмидесятых»

 К концу восьмидесятых годов количество опытных разработок переросло в качество. На харьковском заводе появился проект «Молот», на ленинградском: «объект 299» и «Совершенствование – 2».

obekt-299Особенно хочется отметить «объект 299». Этот проект уже имел капсулу для защиты экипажа и вынесенное вооружение. Создатели указанного проекта предусмотрели переднемоторную компоновку шасси, что позволяло использовать его в качестве единого базового для бронированных машин различного назначения. Изначально предусматривалось создание на шасси «объекта 299» целой линейки военной техники (как сейчас с «Арматой»): танка, БТР, БМП, танка ракетного, имевшего вертикальные (!) пусковые установки, инженерной машины.

Ходовой макет объекта 299В отличии от харьковчан, ленинградские конструкторы пошли в своих разработках иным путём. Опытные работы велись ими посредством отработки отдельных систем и решений на экспериментальных образцах и на стендах, что позволяло добиться существенной экономии средств, которые в Харькове тратили на изготовление комплектных опытных образцов. Примеры:

  • На «изделии 291» создавались и отрабатывались СУО, новый отвал, предназначенный для самоокапывания и технически входящий в систему защиты изделия, радиопоглощающие покрытия.
  • 292 изделие служило для испытаний 152 мм танковой пушки.
  • Изделие 232 было базовым для отработки СДУ.
  • Изделие «Комплект» использовалось при опытных работах по роботизации.

объект-292Отдельные машины явились испытательной площадкой для «технического зрения» и элементов ИУС. Вопросы создания и совершенствования унифицированной платформы также рассматривались отдельным блоком.

Любопытный факт. Новая танковая пушка калибра 152 мм разрабатывалась ЦНИИ «Буревестник» именно для ленинградской машины, хотя и в рамках единой программы НИР «Трансформация». Тот же господин Морозов в далёком 1973 мог только мечтать о таком оружии для своего танка. Её не существовало. Даже в проекте. В то время курируемый им проект «объекта 450» в лучшем случае, мог получить танковую пушку калибра 125 -130 мм, обладающую повышенным могуществом. И это с учётом того факта, что 130 мм пушку тагильчане уже установили на своём Т-72.

Potkin_V.I.Используя «подковёрную дипломатию» харьковчане смогли получить эту пушку только после того, как опытный её экземпляр изготовили для питерцев. Вот его то они и «украли».

1991… Развал великой страны… Все перспективные разработки военной техники были приостановлены…

Был ещё и третий центр танкостроения в СССР – Нижний тагил. Но в Союзе он играл второстепенную роль в части разработок новых образцов военной техники. Первым был Харьков. На втором месте – Ленинград. Потом шёл Н.Тагил и замыкал эту цепочку Омск, имевший не КБ, а чисто технологическое бюро.

Это в начале девяностых омское КБ выдало проект «Чёрный орёл». Но фактически за ним, кроме пиар-хода, направленного на элементарное выживание завода, мало что стояло. И дальше демонстрационного макета дело не двинулось.

В отличии от своих соседей тагильчане, медленно но верно, гнули свою линию. Они совершали, по наблюдению господина Хлопова, «эволюцию без революции».

Подобный подход к работе существенно увеличивал надёжность создаваемой машины. Что не могло не сказаться на характеристиках выпускаемых танков. Изготовленные в Н.Тагиле машины ВСЕГДА были надёжнее питерских и, тем более, харьковских.

obekt-291Немаловажным показателем является и стоимость производства танка. в начале девяностых Россия одна противостояла фактически всему миру. И танков требовалось много. Очень много! Потому, что в случае большой войны все танковые заводы были бы уничтожены практически первым ядерным ударом. И в этих условиях тагильчане уверенно держали первое место по соотношению «цена/качество».

Безусловно, ведущие конструкторы тагильского КБ прекрасно понимали, что «вечной» модернизации Т-72Б быть не может. Поэтому в конце восьмидесятых «генеалогическое древо» тагильских танков, до сих пор составляющих основу броневого кулака российской армии, раздвоилось в стволе на два равно важных направления дальнейшего развития.

Первая, предсказуемая, продолжение модернизации Т-72. её на сегодняшний день венчает «Владимир», танк Т-90.

Для сведения злопыхателей. Своё имя машина получила не в честь Президента РФ, а в честь её генерального конструктора, Поткина Владимира Ивановича.

3 экземпляр объекта 187Второй ствол, это программа «Совершенствование – 88» из которой, в настоящее время, и выросла по большому счёту современная «Армата».

На первом этапе проект представлял собой вариант радикальнейшей модернизации Т-72, с использованием нового вооружения большей мощности и нового ходового двигателя (Х-образного). В результате конструкторам удалось выйти на новое перспективное направление. Уже на начальном этапе был предложен новый корпус, обладающий улучшенной геометрией и более совершенной защитой. Новое усиленное бронирование автоматически привело к увеличению массы перспективной машины, что тут же повлекло за собой вопросы к ходовой части. Нового было много: новая башня, новое вооружение, ИУС, СУО… армия требовала от конструкторов машину, которая смогла бы гарантированно уничтожать ЛЮБОЙ танк вероятного противника. И конструкторам удалось создать такую машину. Ей стал «Объект 187», опытная машина, но с заложенной в неё высочайшей степенью готовности к запуску в серийное производство, и высочайшим модернизационным потенциалом.

объект-187Именно эта машина, а не Т-72, как считают многие обыватели, является фактической родоначальницей танка Т-95, получившего неофициальное имя «Абрамскапут» и «Арматы».

В процессе ОКР над «187-ым» в металле воплотили несколько, значительно отличавшихся друг от друга, экземпляров.  А ещё два достаточно интересных варианта так и не были воплощены в металле. В процессе работы рассматривался вариант создания модульной силовой установки. Тема актуальная. Сегодня заказчик требует дизельное МТО, завтра – ГТД. А в этом случае просто снимается дизель и устанавливается ГТД. И установили. Самую мощную на тот период 1500-сильную газовую турбину.

Объект 187 4 опытный экземплярОднако практика показала, что стоит эксплуатация подобного танка сумму запредельную. Поэтому об универсальной МТУ забыли. Но попытки её реанимации периодически предпринимаются. Даже в процессе проработки концепции «Арматы» армия первоначально требовала непременно модульное МТО.

Корпус, создававшийся для «объекта 187», претерпев ряд доработок, лёг в основу корпуса «объекта 195». Позднее его использовали и для «Арматы».

Как технический прорыв можно рассматривать появление на новых танках ИУС. За двадцать лет в харьковском КБ этот вопрос решить так и не смогли. Хотя именно здесь данные работы начинались в начале восьмидесятых и велись вплоть до развала СССР.

объект 187 фото 3Причин, на мой взгляд, можно назвать несколько. И то, что первому всегда труднее, чем идущему следом. И ставшей «притчей во языцах» человеческий фактор. Неверные концептуальные решения, подкреплённые авторитетом ведущего конструктора, от которых так и не отказались, несмотря на их явную ошибочность.

Одной из главных ошибок можно назвать ставку на ракетно-космическую отрасль. Да, для космоса созданы и отработаны схемы, которые во многом аналогичны тем, которые требовались «танкистам». Но воспользоваться имеющимися наработками не удалось. Помешала неучтённая специфика работы подобных приборов на сухопутной технике, которая несколько отличается от работы в космосе.

объект 187 фото 4Нижний Тагил пошёл другим путём. В качестве основного партнёра они выбрали челябинское специальное КБ «Ротор», специализирующееся на специальной прибористике, с которым давно и плодотворно сотрудничали. И победил. Тагил и Санкт-Петербург получили от «Ротора» ИУС. А вот Харьков остался без него.

Ирония судьбы в этом вопросе заключается ещё и в том, что сменивший на посту руководителя ХКБТМ умершего Морозова господин Шомин является одним из создателей «объекта 477» и до перевода в Харьков достаточно долго работал в Н.Тагиле. более того, он окончил академию бронетанковых войск и близко дружил и сотрудничал с ведущими конструкторами тагильского КБ, Венедиктовым Валерием Николаевичем (13.06.24 – 30.11.95) и Карцевым (к сожалению, имя отчество найти так и не смог). Затем Шомина сменил на этом посту Борисюк, который до этого руководил … «Ротором». Последний попытался навести в этом вопросе порядок, но…

объект 187 фото 5Резюмируем. К началу девяностых годов в СССР были практически готовы к постановке на вооружение сразу несколько типов танков. МО СССР стояло перед выбором:

  • Нижнетагильский «объект 187»
  • Ленинградский – «объект 299» (правда достаточно сырой на тот момент);
  • Харьковский «Молот» (тоже достаточно сырой).

Объект 299 превосходил своих конкурентов и по огневой мощи, и по защищённости, и по имеющемуся модернизационному потенциалу. Но на его доводку требовались деньги. Большие деньги. А на дворе 1991… это всё и решило. Выбрали самый дешёвый вариант, нижнетагильский Т-90, с установленным на нём комплексом вооружения «Иртыш». Но выпустить смогли только чуть более 150 танков. И производство встало.

Т-90Затем последовал развал СССР, и Харьков отпал «естественным» путём. Одно время мы пытались договориться о совместных разработках новой машины на базе «187-го» с использование в качестве ходового двигателя харьковского двухтактного 6ТД2. Но «любовь не получилась».

Омск и Ленинград заморозили производство Т-80. Танки стали «не нужны». Заказов на них не поступало, а тех крох, которые выделялись КБ, на ведение НИОКР не хватало.

А Нижний Тагил работы над проектом танка будущего не сворачивал. Этому способствовало наличие экспортных заказов на Т-72.  За их счёт заводу и КБ удалось собрать определённую сумму, разворовать которые не дал главный конструктор, Поткин В.И. Он направил средства на модернизацию и переоснащение КБ, сумел сохранить коллектив и регулярно выплачивал конструкторам зарплату. Работы по проекту «Совершенствование – 88» не прерывались ни на один день. В результате к 2000 году появился отработанный «объект 195», он же Т-95.

 Продолжение следует…

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>