«Повелитель молний». Т-34-85 «Э»

Пожалуй, это один из самых удивительных проектов, который реально был воплощён в металле, пусть и в единственном экземпляре.

 

 

Т-34-85 "Э" Электрический  модель-копия

 

По замыслу разработчиков эта машина вооружалась не традиционной пушкой, а электрической, которая (по их расчётам) могла вести огонь разрядами электротока, сила которых могла составлять сотни ампер и, по желанию стреляющего, возрастать до нескольких тысяч ампер. Расчётная дальность стрельбы (заявленная) должна была составлять 4500 метров.

 

N-34-85 " 2

 

Первый (и единственный) прототип был изготовлен в металле в Советском Союзе в 1951 году.

 

Работы велись с 1949 по 1955 год, после чего проект закрыли по личному распоряжению Н.С. Хрущёва.

 

Т-34-85 Э 3

 

Немного истории

 

КБ Жозефа Котина, легендарного конструктора тяжёлых танков серий КВ и ИС, по окончанию войны вернулось в Ленинград. Именно здесь им, в дополнение к уже ведущимся разработкам по проекту ИС-4 и плавающему танку, поручили разработку принципиально новой машины, условно обозначенной одной литерой, «Э» (электрический).

 

N-34-85 " 4

 

ЦК ВКП(б) определил задачу конструкторов следующим образом – создать на базе серийно производимого танка (на своё усмотрение) боевую машину, которая будет иметь возможность поражать на значительных расстояниях бронетехнику вероятного противника посредством направленного разряда электричества большой мощности, который уничтожает экипаж и сохраняет боевую машину, у которой, для приведения её в рабочее состояние, достаточно просто восстановить электропроводку.

 

Т-34-85 Э 5

 

По решению Главного конструктора для работы было выбрано серийно производимое шасси танка Т-34-85.

Боевую энергетическую установку поручили создать на другом КБ, под непосредственным руководством ПГУ при Совмине СССР, начальником которого, в то время, был Б.Л.Ванников. Непосредственное участие в разработке принимал академик И.В.Курчатов.

 

Т-34-85 Э 6

 

За основу был взят промышленный реактор Ф-2 (Обнинск), на принципах которого создали портативную модель Ф-7-П, оборудованную графитовыми замедлителями. В качестве топлива предполагалось применять изотопы урана (233 и 235). Энергетическая установка, которая получилась в результате, имела габариты 2100*1350 и массу 2,15 т. её смонтировали на корме танка. Выдаваемая в боевом режиме (выстрел) мощность составляла 0,7 МВт.

 

Т-34-85 Э 7

 

Вооружение машины включало спаренное высоковольтное кольцевое импульсное устройство с блоком электронного преобразователя напряжения. В качестве дополнительного устройства смонтировали импульсные трансформаторы с устройством предионизации.

 

Т-34-85 Э 7

 

В зависимости от решения, принимаемого экипажем, ионизированный канал, по которому направлялся разряд (молния) мог характеризоваться токами от нескольких сотен, до нескольких тысяч ампер.

 

Основные характеристики машины:

 

Боевая масса (т)                                  - 33,8;

Экипаж (чел)                                       - 5;

Бронирование (лоб, борт, корма) мм   - 45 – корпус

- 90 – башня;

Защита реактора (мм)                         - 75;

Двигатели    - два электромотора, питающиеся от реактора.

 

устройство

 

Машина проходила полигонные испытания в период с 1951 по 1954 годы на полигоне НИИ БТВТ (Кубинка). По личному указанию Хрущёва после прекращения работ её разобрали.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>