Первая САУ – Бронированный трактор Гулькевича

Практически это одна из первых боевых машин с полугусеничным движителем, которая была создана в Российской Империи и ПЕРВАЯ (!) машина подобного типа, которая была принята на вооружение армии России. Фактически она представляла собой вооружённый и бронированный трактор, изготовленный американской фирмой "Allis Chalmers Motor Truck". В отдельных работах это изделие относят к классу бронеавтомобилей. Но я считаю эту машину первой самоходной артиллерийской установкой.

бронированный ХолтЕё проект был разработан человеком, который прекрасно понимал, что и для чего он создаёт, фронтовым офицером гвардии полковником артиллерии Н.А.Гулькевичем. Первые месяцы войны побудили его, в числе достаточно большого количества изобретателей, как в России, так и практически во всех воюющих странах: Англии, Франции, Германии, обратить пристальное внимание на гусеничные трактора, которые начали появляться в России в единичных экземплярах.

трактор "Allis Chalmers Motor Truck»14.07.1915 он подаёт в ГАУ (Главное Артиллерийское Управление) рапорт за № 36. полковник уже известен военному ведомству как изобретатель складного штыка и ножниц для резки колючей проволоки. В своём рапорте Гулькевич информировал ГАУ о том, что нашёл техническое решение, которое позволит создать новый образец военной техники, «самодвигатель», вооружить его лёгкой пушкой и несколькими пулемётами и использовать для непосредственного сопровождения атакующей пехоты и уничтожения проволочных заграждений неприятеля.

трактор "Allis Chalmers Motor Truck"В качестве шасси он предлагал использовать начинающие поступать на вооружение артиллерийских частей гусеничные тракторы, закупаемые в Америке. Изобретатель обосновывал свой выбор тем, что данные машины оснащены мощным (по тем временам) 80-ти сильным двигателем, специально предназначены для движения «… по всякому грунту» и конструктивно обладают большей, чем автомобили, грузоподъёмностью. Последний факт, указывал Гулькевич, позволяет применить на создаваемой машине противоснарядное бронирование, которое защитит её и экипаж от огня лёгкой артиллерии. А достаточно большая масса и гусеницы позволят ей «затаптывать в землю» и разрывать проволочные заграждения.

трактор "Allis Chalmers Motor Truck" с 3-х дюймовой пушкой  По расчетам полковника по сорок «самодвигателей», вооружённых и бронированных, необходимо будет придать каждому из армейских корпусов российской армии. Часть новых машин конструктор предлагал использовать в качестве тягачей для тяжёлых пушек калибра107 мм(42 линейных), чтобы иметь возможность быстро оказать необходимую огневую поддержку на нужном участке.

Этот документ созвучен ещё двум, дошедшим до нас, и аналогичным по своему содержанию. Это датированное октябрём 1914 года письмо, направленное в британский комитет имперской обороны полковником британских ВС Э.Д.Свинтоном и поданная 01.12.1915 Главнокомандующему Французской армией докладная записка полковника Этьена. Во всех трёх документах в качестве наиболее вероятного шасси рассматриваются американские тракторы «Холт».

Путиловский заводИ если последние два документа нашли живейшую поддержку и финансирование, то рапорт № 36, к великому сожалению, утонул в бюрократическом болоте. 24.07.15 ГАУ направило рапорт в ГВТУ. Оттуда документ перенаправили в Отдел Изобретений ЦВПК… И, лишь 18.01.1916, последний запросил у конструктора разработанный им проект «с приложением к оному чертежей, пояснений или моделей». Но время было упущено. На начало 1916 года свободных тракторов в России практически не осталось, так как в 1915 ГВТУ закупило в Америке всего 20 тракторов «Холт». Правда 30.07.15 было принято решение о приобретении ещё 70 гусеничных (среди которых было 40 «Холт») и 340 колёсных тракторов.

первый "самодвигатель" ГулькевичаЖелая как можно быстрее воплотить свой проект в реальной машине, в которых так нуждалась армия, полковник Гулькевич за свой счёт приобретает в Америке 2 трактора конструкции «Аллис-Чалмерс» (семитонные полугусеничные), оборудованные газолиновыми двигателями. И после их доставки в Россию начинает делать на этих шасси бронированные машины. Информируя о начале работ ГАУ, он в своём рапорте от 27.05.16 указал, что собирается использовать в качестве вооружения каждой из машин по два пулемёта, по две малокалиберных пушки калибром37 мм, а в качестве главного калибра устанавливать горную пушку калибра76 мм.

Но работы, начатые приватным образом, двигались крайне медленно. Оборонные заводы были перегружены заказами действующей армии, «свободных» пулемётов и пушек не находилось.

Война заставила военное ведомство серьёзно пересмотреть в сторону увеличения свою заявку на полугусеничные и гусеничные тракторы. Более того, в январе 1917 года было даже запланировано развёртывание производства на Брянском заводе тракторов «Аллис-Чалмерс». Но конструктора это не спасало. Все приобретаемые машины шли в артиллерийские части.

Правда, казна нашла возможность оплатить работы по созданию одной машины по его проекту. Было определено, что они будут вестись на Путиловском заводе.

Продолжение следует...

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>