Танковое трио. Часть 7

Во исполнение Постановления ЦК КПСС, предусматривающего организацию серийного производства Т-64, было подготовлено совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12.05.70, главной задачей которого являлось создание мощностей для этого.

Костенко Ю.П.

Костенко Ю.П. (сидит справа)

Ответственным за его подготовку являлся сотрудник ВПК Ю.П. Костенко (на тот период он являлся заместителем начальника профильного отдела комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам).

Этот человек входил в определённую группу лиц, являвшихся сторонниками создания Т-72 (при явной экономической нецелесообразности создания двух практически одинаковых машин с сопоставимыми эксплуатационными характеристиками). Но интересы государства отступили на второй план, в связи с теми перспективами карьерного роста, которые открывало господину Костенко производство Т-72.

Т-64А

Танк Т-64А

Он внёс в текст проекта документа дополнения, которые, опосредованно, разрешали ведение работ по созданию видоизменённой конструкции Т-64 с двигателем В-45 (вместо штатного 5ТДФ), которая проходила в этом документе под обозначением «объект 172».

объект 172 М

Объект-172М

На самом деле, под этим обозначением В Тагиле уже велись работы по испытанию «объекта -172М» с новым бескабинным автоматом заряжания и элементами шасси от «объекта -167».

Этот неожиданный документ нарушал логику технического развития процесса танкового производства и логику работы многих заводов с их КБ и цехами, а также логику нескольких серьезнейших министерств.

Более подробно о данных событиях можно прочесть здесь и здесь. И в этой книге (к сожалению, в открытом доступе я её найти не смог, а копировать долго).

книга

Государственный документ был подделан таким образом, что:

цитата

Фактически, постановление с подобным текстом, давало карт-бланш УВЗ на подготовку к серийному производству Т-72. В производство запускались две идентичных, по своим боевым характеристикам, машины.

Т-72 Урал_1973 год

Т-72 "Урал" 1973 год

Уже в 1972 установочная партия Т-72 выходит на заводские испытания, затем направляется на войсковые испытания. И в августе 1973 принимается на вооружение. Этот подковёрный удар Морозов перенёс, и продолжил работы по совершенствованию Т-64.

Т-64А

Т-64А

Параллельно работам по комплектации Т-64 двигателем В-45, ЛКЗ экспериментировал с установкой на него ГТД-3Л (800 л.с.). Их устанавливали на частично переделанное шасси Т-64. Существенные изменения динамических нагрузок она выдержать не смогла. Поэтому ЛКЗ начал работы над созданием собственного варианта ходовой части.

объект-219

Объект-219 сп1 (прототип Т-80) 

В результате конструкторам удалось доказать принципиальную возможность установки газовой турбины на танк. Это нашло отражение в июньском (1969) Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР о создании для Т-64 газотурбинной силовой установки, которым предусматривался выпуск этих машин на ЛКЗ.

В 1972 были проведены сравнительные испытания всех трёх моделей, Т-80, Т-72 и Т-64, показавшие примерно равные характеристики этих боевых машин. Но никакого конкретного решения по ним принято не было.

В середине семидесятых эпопея по продавливанию Т-72 начала затихать (танк выпускался серийно на УВЗ). Но возникла другая, с Т-80. Новый МО СССР Устинов Д.Ф. и партийные руководители (Рябов, Романов) были активными сторонниками газотурбинного танка. Поэтому началось интенсивное лоббирование в пользу его серийного производства.

Т-64Б

Т-64Б

Харьковчане, в это время, «доводили до ума» боевое отделение Т-64Б, в котором устанавливалась принципиально новая СУО «Обь» и комплекс управляемого вооружения «Кобра», что позволяло существенно оторваться по огневой мощи от Т-72 и Т-80.

Т-80_2

Т-80

Учитывая, что стартовавший в этой гонке последним Т-80, значительно отставал от Т-64Б практически по всем параметрам, его «усилили» достаточно оригинальным способом. С Т-64 сняли башню и установили на корпус Т-80, получив, подобным образом, Т-80Б.

Т-80Б

Следствием этого стало принятие на вооружение двух этих танков. Второго удара Морозов не выдержал, и ушёл на пенсию.

 Часть 6                                                                                                                Часть 8

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>