В процессе доработки танка Т-64, в силу значительной сложности и новизны предлагаемых для него решений, началось «противостояние интересов» в технической и организационной плоскости. Число сторонников этой машины стремительно сокращалось, а оппозиционные силы крепли и объединялись.
Несмотря на то, что существовало постановление, прямо требующее развернуть на ВСЕХ заводах производства именно Т-64, руководство УВЗ не оставляло попыток создать собственную версию машины, прикрывая эти работы легендой о модернизации и доработках мобилизационного танка, который смог бы составить реальную конкуренцию Т-64.
Объект 435
Этому косвенно способствовал факт передачи с Харьковского завода на Урал полного комплекта документации на резервную версию танка (объект 435). Харьковчане разработали и испытали опытные экземпляры. Сотрудники тагильского КБ внимательно анализировали все слабые места проекта и прорабатывали всевозможные варианты их устранения.
В основу концепции новой модели в Нижнем Тагиле положили максимальное упрощение конструкции и использование всех, полностью отработанных, систем и узлов, оставшихся от провалившегося проекта модернизации Т-62. Подобный подход можно было сравнить с подходом к решению задач в двух ведущих авиационных КБ СССР, Туполева и Мясищева. В первом, новые машины создавали, на основе собственных наработок и с учётом опыта вероятных конкурентов, а во втором, каждую машину пытались создавать с чистого листа, что нередко заканчивалось неудачами.
Т-62А на полигоне
На Урале учли серьёзные проблемы, имевшиеся по двигателю Т-64, МЗ и ходовой части машины. Поэтому они просто поменяли проблемные узлы:
- дизель на, отработанный и выпускавшийся серийно, В-45, мощность которого составляла 730 лошадиных сил (с системой охлаждения вентиляторного типа);
- автомат заряжания с конвейерной боеукладкой;
- более мощную и надёжную ходовую часть.
Более подробный сравнительный анализ ходовой
В Тагиле полностью учли все замечания по Т-64, предельно упростили конструкцию новой машины (свой вариант). Это, в отдельных случаях, привело к снижению ТТХ, однако позволило повысить надёжность танка.
Первые опытные машины создавались путём переоборудования имевшихся Т-64, на следующем этапе уральцы перешли к изготовлению собственных макетных и опытных образцов. Сверху было запрещено вносить изменения в рабочую документацию на Т-64 без согласования с Харьковским КБ. Этот запрет, в отдельных случаях, доходил до абсурда. Один из сотрудников вспоминал, что, когда из Тагила пришло письмо с просьбой разрешить устранить техническую ошибку в одном из чертежей, им было отвечено отказом и указано, что исправленная версия будет направлена им из Харькова установленным порядком.
Т-64А
Представители МО всячески поддерживали инициативные разработки УВЗ. В результате удалось создать несколько десятков опытных моделей и провести полноценные заводские и полигонные испытания. Результатом данной работы стал «объект - 172». Но он преподносился не как новая машина, а как одна из версий модернизации Т-64 (его мобилизационного варианта).
Объект-172
В результате создалась парадоксальная ситуация. По единым ТТТ на Т-64 были разработаны два разунифицированных танка. Причём, согласно имевшимся директивным документам, ВСЕ заводы должны были производить именно Т-64. «Объект – 172» в эти требования никак не вписывался. В связи с этим, на самом высоком уровне, (ЦК КПСС, МО, Миноборонпром, ВПК) сложились две противостоящих группировки.
Высшее руководство партии и государства и все профильные министры поддерживали проект Т-64, а руководители более низкого ранга (в ЦК, ВПК, ГБТУ) сделали выбор в пользу Т-72. Подковёрная борьба этих противоборствующих сторон разрешилась парадоксальнейшим способом, породив проблему на десятилетия вперёд.
Поделитесь с друзьями: