Подобное ненормальное положение дел, когда в армии одной страны в качестве ОБТ использовались одновременно три различных машины, сопоставимые по боевым характеристикам, долго терпеть было нельзя.
МО СССР (1976 – 1984) Дмитрий Фёдорович Устинов
Стремясь внести ясность в вопрос «who is КТО?», Д.Ф. Устинов потребовал организовать самые разносторонние испытания имеющейся троицы, которые получили в кулуарах наименование «тараканьих бегов». Результаты показали примерное равенство Т-64 и Т-80, при незначительном отставании Т-72 (хотя и в текст итогового документа сторонники тагильского танка умудрились вставить, руками господина Венедиктова, ремарку о том, что Т-72 искусственно недооценён).
Совещание в УКБТМ. Председательствует главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны Е.Ф. Ивановский. Докладывает главный конструктор танка Т-72 В.Н. Венедиктов
Решение, принятое по результатам этих испытаний, очень напоминало подковёрную «победу» Т-72. Только на этот раз в фаворитах шёл Т-80, который поддерживал лично Министр Обороны. Поэтому вопрос решили просто.
Т-64 БВ
Объединить разработки по Т-64Б и Т-80Б, и на основе этих наработок сделать один танк.
Т-80Б образца 1978 года
Документально это находит своё отображение в декабрьском (1976) решении ВПК о создании единого усовершенствованного танка. Т-80У. головным заводом назначался ЛКЗ, которому была поручена разработка корпуса с ГТД, мощность которого равнялась 1200 л.с. На харьковское КБ возлагалась задача разработки нового боевого отделения с иным комплексом вооружения.
Объект 219 1974 года
Получившуюся машину планировалось производить в Ленинграде, Харькове и Омске (Тагильчан отмазали и в этот раз).
При этом ХКБМ официально запретили проводить работы по доводке «штатного» дизеля 6ТД. В Харькове начинается строительство завода по производству ГТД-1200 для будущих Т-80У.
Т-80У
Естественно, что ничего хорошего из строительства завода «впрок», без отработанной документации, получиться не могло. И не получилось. Корпуса построили, начали заказывать и завозить оборудование (весьма дорогостоящее). А готового ГТД не было! В результате проект тихо закрыли, с многомиллионным ущербом для страны и без виноватых в этом (сколько лет прошло, страна поменялась, а бардак неистребим).
Т-80У с дизелем 6ТД
Параллельно шли доработки Т-80У с ГТД-1000, новым прицельным комплексом «Иртыш», системой «Рефлекс», управляющей вооружением по лазерному лучу. Машина успешно прошла государственные испытания, и была принята на вооружение в 1984 году.
Но «недолго музыка играла». После смерти Устинова и ухода Романова танковые приоритеты в СССР резко меняются. Высшее командование и Совмин осенило, что колоссальные расходы на мифический ГТД-1200, при наличии вполне реального 6-ТД аналогичной мощности, это, мягко говоря, экономически нецелесообразно.
Т-72 1973 года
Харьковчанами ещё в 1976 году на базе этого дизеля (мощностью в 1000 л.с.) был разработан «объект -476», модернизированный вариант Т-64Б. Но работы заморозили, в связи с поступлением прямого приказа работать по Т-80У.
Проблемы с новой газовой турбиной в июне 1981 года привели к принятию вынужденного решения, о разработке Т-80У под дизель 6ТД. То есть вернулись к "объекту -476", заменив его ходовую часть на ленинградскую разработку.
Объект - 476 "Кедр"
Машина испытывается в Кубинке и, в сентябре 1985, принимается на вооружение в качестве объекта – 478 (Т-80УД «Берёза»). То есть десять лет метаний завершились возвратом к исходной точке, танку, оснащённому двухтактным двигателем.
Т-80УД "Берёза"
На этом многолетняя (и сильно затратная) эпопея газотурбинных танков завершилась. Правительство и ЦК вынуждены были признать отсутствие в СССР технических возможностей для их производства.
В СССР Т-80УД производился на ХТЗ (изготовлено порядка 700 единиц). Планировалось, что все танковые предприятия СССР перейдут на выпуск именно этой модели. Но Союз развалили. И вся документация на машину и отлаженное производство оказались за границей.
Т-80УД образца 1985 года
Т-72 и Т-80УД вновь пришлось доказывать свои преимущества в очной борьбе уже в иных условиях. за период 1996-1999 годов Украина поставила Пакистану 320 танков Т-80УД. А на вооружении Индии, в то время, стояли российские Т-72. И отзывы в обоих противоборствующих государствах были не в пользу Т-72.
Т-72 с КУВ "Свирь"
Краткое резюме
Период с 1968 по 1973 года характеризовался явной и скрытой конкурентной борьбой между Т-64 и Т-72, который, к 1975 году, сменился новым противостоянием, Т-64 и Т-80. Последнее длилось целых 10 лет (до 1985).
УВЗ, после 1973 года, фактически отодвинули в сторону. Новых разработок ему не поручали. А все модификации предусматривали внедрение на новых моделях технических решений, уже реализованных на Т-80 или Т-64. Причины мне не понятны и объяснений (в доступных мне документах) я также найти не смог.
Т-72 1973 года в музее Верхней Салды
Практически все модификации Т-64, Т-72 и Т-80 советского периода можно считать машинами одного поколения с сопоставимыми ТТХ. Они комплектовались единым вооружением, но серьёзно разнились по условиям эксплуатации и производства.
И я согласен с тем, что их базовая концепция разработана и заложена Морозовым Александром Александровичем (очень хороший художественный фильм об этом человеке можно посмотреть здесь).
Поделитесь с друзьями: