Т-28 первый средний «танк прорыва»

Часть II

       О танке Т-28 знают практически все. Но именно эта машина вызывала и вызывает до сих пор огромное количество взаимоисключающих оценок её боевых характеристик. От «лучший средний танк мира» до «технически и морально устаревшая груда металлолома». Давайте попробуем сформулировать собственную точку зрения на этот танк.

    Создававшийся в рамках первой программы вооружения частей РККА бронетанковой техникой, разработанной штабом РККА в конце 1929 года, танк призван был «…качественно усилить общевойсковые соединения при прорыве сильно укреплённых оборонительных полос…».

танк Т-28 образца 1934/38 года выпуска     История его создания подробно рассмотрена в предыдущей статье. 11.08.33 танк был принят на вооружение. В данном материале я несколько более подробно остановлюсь на основных характеристиках: бронировании и вооружении.

   Т-28 средний танк, имевший трёхбашенную компоновку, которая на момент его разработки считалась классической. Вооружение на нём размещалось в два яруса. Двигатель устанавливался в корме (моторно-трансмиссионное отделение). В лобовой части находилось совмещённое с боевым отделение управления. Экипаж танка состоял из 8 человек, причём в самом танке находилось только 6 танкистов (Устав РККА в редакции от 01.01.36):

  • Командир танка;танк Т-28 с пушкой Л-10
  • Техник танковый младший (современный механик-водитель);
  • Механик-водитель (ведёт огонь из левой пулемётной башни в бою, между боями – обслуживает мотор);
  • Командир артиллерийской башни ведёт огонь из орудия. На него возложена ответственность за вооружение танка;
  • Командир пулемётной башни № 3 (правой) - ведёт огонь из пулемёта в бою, между боями обслуживает ходовую часть;
  • Радиотелеграфист – в бою исполняет обязанности заряжающего;
  • Механик-водитель младший – Находится вне танка. После боя и в предбоевой обстановке  обеспечивает обслуживание ходовой части;
  • Моторист – Находится вне танка. После боя и в предбоевой обстановке  обеспечивает обслуживание двигателя.

Вооружение.

       т-28, вооружённый пушкой КТ-28Вооружение танка постоянно менялось. На первых предсерийных образцах (Т-28-1 выпуска 1932 года) устанавливалась танковая пушка калибра 45 мм в главной башне и 3 пулемёта ДТ (один, спаренный с пушкой в главной башне и по одному в пулемётных башнях).

    На первых серийных образцах Т-28, выпускавшихся в 1933 - 1934 годах устанавливалась короткоствольная пушка КТ-28 (аббревиатура расшифровывалась, как «кировская танковая») образца 1927-1932 годов:

  • Калибр орудия  - 76.2 мм;танк Т-28
  • Длина ствола составляла 16,5 калибра;
  • Масса осколочно-фугасного снаряда – 7 кг;
  • Начальная скорость данного снаряда – 262 м/сек;
  • Масса шрапнельного снаряда – 6.5 кг;
  • Начальная скорость данного снаряда – 381 м/сек;
  • Масса качающейся части составляла 540 кг;
  • Угол склонения max – минус 5 градусов;
  • Угол возвышения max – плюс 25 градусов;
  • Подъёмный механизм – ручной секторного типа.

     танк Т-28 образца 1933/34 годовДанная пушка прекрасно справлялась с небронированными целями и огневыми точками. А для борьбы с бронированными целями она явно была слаба, в силу недостаточной начальной скорости снаряда, за что подвергалась неоднократным нареканиям со стороны военных. Конструкторский коллектив, работавший над проектом Т-28, прекрасно осознавал этот недостаток и рассматривал установку Кт-28 лишь как временную меру. Вместо неё основной пушкой танка должна была стать пушка ПС-3 (танковая). Но в силу ряда причин объективного и субъективного характера, она так и не была доработана и в серию не пошла.

      Танк Т-28 образца 1933/34 годов вид сверху Кроме пушки танк вооружался четырьмя пулемётами ДТ. Два из них располагались в пулемётных башнях. Третий – в шаровой опоре справа от пушки в главной башне. Данный пулемёт имел углы горизонтального обстрела +/- 30 градусов, углы возвышения/снижения  + 30 / - 20 градусов. Четвёртый был запасным и предназначался для ведения огня в задней полусфере.

      Т-28 образца 1933/34 годовТанки Т-28 образца 1934 года (производились в 1934-38 годах) вооружались пушкой КТ-28 и пулемётами ДТ (4-5 штук). Четыре из них устанавливались по варианту, описанному выше. Пятый устанавливался в зенитной турельной установке П-40, которая монтировалась с конца 1936 года на люке наводчика. Этот пулемёт оснащался специальным коллиматорным прицелом.

    Т-28 образца 1935/36 годовДля стрельбы назад в нише главной башни монтировалась сначала бугельная, а затем шаровая опора для ДТ. Причём, начиная с 1939 года по личному приказу К.Е.Ворошилова, бывшего в то время Наркомом обороны, этот пулемёт должен был находиться в нише постоянно.

Т-28 образца 1937 года

Т-28 образца 1938 года (производился с 1938 по 1940 годы) был вооружён новой  Л-10 - танковой пушкой калибра 76,2 мм, получившей бронебойный снаряд, которого не было для КТ-28. Длина её ствола достигала уже 26 калибров, а начальная скорость этого снаряда – 555 м/сек. Установка данной пушки значительно повысила боевые возможности Т-28 по уничтожению бронированных целей (с расстояния 1000 м бронебойный снаряд пробивал броню в 50 мм при угле встречи 60 градусов к нормали). Однако Л-10 существенно уступала своей предшественнице, КТ-28, по удобству эксплуатации и надёжности. Количество пулемётов ДТ – пять.

     Т-28 образца 1938 года  В качестве прицельных приспособлений для стрельбы из пушки применялись ТОП (телескопический прицел) образца 1930 года и ПТ-1 (танковый перископ) образца 1932 года. Кроме данных прицельных приспособлений с правой стороны главной башни симметрично с перископическим прицелом в крыше размещалась командирская панорама. Сектор обстрела главной башни составлял 360 градусов, малых пулемётных башен – 165 градусов.

         Т-28 образца 1939/40 годовБоекомплект Т-28 всех модификаций состоял из 69 унитарных выстрелов для пушки и 126 магазинов для пулемётов (7938 патронов).

Бронирование.

        Корпус танка имел коробчатую форму и изготавливался по двум технологиям: при изготовлении из цементированной брони - клёпано-сварной; при изготовлении из гомогенной брони – полносварной. Танки последних выпусков (1938-1940) имели корпуса, изготовленные по первому варианту. Толщина используемых бронелистов находилась в диапазоне от 30 мм (лоб) до 13 мм (борт, корма).

       Т-28 образца 1940 годаБашни танка, как основная, так и пулемётные, изготавливались по тем же технологиям из катаных листов брони толщиной 15 - 20 мм. Боевой опыт, полученный в ходе «Зимней войны» с Финляндией продемонстрировал слабость бронирования Т-28. Это повлекло за собой создание схемы дополнительного бронирования танка за счёт установки экранов (наваривания броневых листов толщиной 20-30 мм  на корпус и башни). В результате этой доработки толщина лобовой брони корпуса и башни возросла до 50-80 мм, а бортов и кормы – до 40 мм. Танк, прошедший экранирование, получал индекс Т-28Э. Масса танка возросла с 18 до 32 тонн, что существенно ухудшило динамические характеристики машины, её проходимость и маневренность. За 1940 год экраны были установлены на 103 танка в полном объёме и на 8 – частично.

 Сравнение с аналогичными танками ведущих мировых держав

       танк Виккерс Мк1 (А9)Основными оценочными параметрами для бронетехники всегда были бронезащита, вооружение и подвижность. По сочетанию указанных параметров Т-28 в тридцатых годах XX века являлся de fakto самым совершенным танком в мире. На момент начала его серийного производства (1933) серийно выпускаемых аналогов в других странах просто не существовало. Пример: бронетанковых войск германии не существовало вообще, французские танковые части практически на 100% были укомплектованы лёгкими FT-17. И только через несколько лет в Англии, Франции и Германии появились танки, сопоставимые по характеристикам с нашим Т-28. Остановимся на них подробнее.

 Vickers Mk 1 (Vickers А 9) – английский крейсерский танк. Разрабатывался с 1934 года на базе «Виккерса 16 тонного», который являлся прототипом и для Т-28. первый серийный А9 вышел из ворот завода только в 1937.

       По скорости передвижения: 24 км/час по рокаде, 40 км/час – по шоссе и запасу хода – около 200 км по шоссе этот танк сопоставим с нашим Т-28. Однако английский танк имеет худшую проходимость: если Т-28 преодолевает рвы шириной 3,2 м, то А9 -  только 2,25 м.

       Виккерс мк1Для борьбы с бронированными целями установленная на А9 пушка OQF калибра 40 мм подходит лучше КТ-28, но перед Л-10 преимуществ не имеет абсолютно. А вот отсутствие в боекомплекте английского танка других типов унитарных выстрелов, кроме бронебойных, приводило к тому, что он оставался против иных целей только с пулемётным вооружением. Согласитесь, что 7,7 мм пулемёт не идёт ни в какое сравнение с 76 мм пушкой. Тут опять очко в пользу Т-28.

       Виккерс А9 имел лобовое бронирование 14 мм, а борта – 6 мм. Комментарии излишни.

По бронированию (без учёта экранирования) с Т-28 сопоставим другой британский танк - Vickers Mk II (Vickers А10). Толщину лобовой брони на нём увеличили до 30 мм. Но с танка убрали пулемётные башни (вместе с пулемётами). А по подвижности он имеет почти вдвое худшие характеристики, чем его предшественник. Скорость 12 км/час по рокаде и 25 км/час по шоссе. Величина преодолеваемого рва сократилась до 1,8 м.

       То есть мы видим, что английские танки, выпускавшиеся в то же время, что и Т-28, существенно уступают последнему практически по всем параметрам. И даже более поздние британские разработки, «Ковенантер» и «Матильда» превосходили Т-28 только по какому-то одному параметру (в данном случае: по подвижности и бронезащите соответственно) значительно уступая во всех остальных.

 Немецкий экспериментальный танк Nb FzNeubaufahrzeug (Nb Fz) - германский аналог трёхбашенного (одна пушечная башня и две пулемётных) танка. Первый опытный танк был построен в 1935 году и позиционировался по немецкой классификации, как тяжёлый. Фактически к данной категории его можно отнести только по установленному на нём вооружению.

     Немецкий экспериментальный танк Nb FzДанный танк был вооружён двумя пушками, калибра 75 и 37 мм соответственно, которые были установлены в главной башне в спарке, и тремя пулемётами. Планировалась установка в артиллерийской башне 105 мм пушки.

       Превосходя наш танк в вооружении, Nb Fz существенно проигрывал ему в подвижности и бронировании. Толщина лобовой брони немецкого танка составляла 20 мм. самое главное, данный танк выпускался исключительно как опытный. Без учёта прототипов было произведено только три таких танка.

       Танки Т – III (PzKpfw III модификаций Е и Д) и Т- IV (PzKpfw IV модификации Д) с которыми пришлось воевать нашему Т-28 в годы Великой Отечественной войны имели более высокий показатель бронезащиты, сопоставимый с Т-28 (но уступавший Т-28Э), но по-прежнему уступали советскому танку по огневой мощи и проходимости. Желающие могут самостоятельно посмотреть ТТХ танков вермахта и убедиться в правоте изложенных в данной статье утверждений.

 Французский пехотный танк Char B1 bisChar B1 – французский пехотный танк, который начал поступать в войска в 1935 году. По своей массе он относится (различными источниками) либо к средним, либо к тяжёлым танкам. Танк выпускался в нескольких модификациях (вариантах). Наиболее массово – в модификации Char B1bis, которая, аналогично немецкому танку Nb Fz, имела два орудия калибров 75мм и 47мм. Характерная отличительная особенность данной модификации – 75 мм пушка устанавливалась не в башне, а в лобовом листе корпуса. Кроме них (орудий) этот танк вооружался ещё двумя пулемётами калибра 7,5 мм (против 5 на Т-28)

      Французский пехотный танк Char B1  Бронирование французского танка превосходило бронирование Т-28 и было сопоставимо с Т-28Э. А вот по подвижности Char B1bis уступал нашему Т-28. Кроме этого на снижение эффективности боевого применения французской машины существенное влияние оказывала функциональная перегруженность командира танка. В его обязанности единомоментно входило: координировать ведение огня из 75 мм пушки, стрелять из башенной пушки (47мм) и командовать танком в целом.

 Вывод

        На мой взгляд Т-28 являлся достаточно удачным проектом для того периода. Двухярусное расположение его башен, имеющих независимое управление, обеспечивало возможность поддержки массированным огнём наступающей пехоты. При подобной схеме размещения вооружения  командир танка имел реальную возможность корректировать огонь и эффективно им управлять. На Т-35 это было невозможно чисто физически. А два пулемётчика впереди по ходу танка способствовали повышению живучести танка, оперативно обнаруживая и уничтожая цели.

        Бронирование Т-28 отвечало требованиям того периода и надёжно защищало танкистов от поражения осколками и пулями. А установленные экраны защищали танк и от огня малокалиберной артиллерии, каковой, по существу, являлась вся противотанковая артиллерия того периода.

        Показатели маневренности и скорости (особенно у Т-28А) были для своего времени достаточно высокими.

       Т-28, имеющий достаточно сложную конструкцию, часто выходил из строя. Это происходило в силу низкой культуры производства и эксплуатации, с одной стороны, и конструктивных недоработок (в первую очередь это касалось двигателей, трансмиссии и ходовой части), обусловленных отсутствием необходимого опыта и должной производственной базы, с другой. В первую очередь это касалось танков первых выпусков (1933-1936 годы).

        По мере развёртывания производства большинство недостатков было устранено. Но полностью этого сделать не удалось.

       Наряду с танками активно развивалась и противотанковая артиллерия. В конце тридцатых годов остро встал вопрос о противоснарядном бронировании танков, который поставил жирный крест на самой идее многобашенной компоновки. Попытки создать аналог Т-28 с таким бронированием привели к резкому увеличению габаритов и массы подобных танков. Экранирование также вело к увеличению массы и, как следствие, снижению скоростных и мобильных характеристик танка. Ярким подтверждением этому стала «лебединая песня» сторонников многобашенных танков – танки Т-100 и СМК. А появление в 1940 году таких танков, как КВ-1 и Т-34 стало приговором самой идее многобашенной компоновки.

     Предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоматериал, посвящённый истории создания танка Т-28. Приношу свои извинения за имеющуюся в нём двухминутную рекламную заставку. Убирать их я ещё не умею. Я полностью согласен с точкой зрения. которую высказывает автор этого видео.

        Но, если что концептуально и морально устаревшие танки Т-28 к началу войны ещё были достаточно боеспособной по сравнению с зарубежными аналогами техникой, то чем можно объяснить столь высокие их потери на начальном этапе войны?

     Правильный ответ на этот вопрос невозможно найти, выделив проблему из общего контекста событий того периода. По состоянию на 1.06.41 танковые части РККА находились в стадии реорганизации штатных структур и по своей комплектации напоминали басню Крылова о лебеде, раке и щуке. Только один пример: 3 танковая дивизия, 6 танковый полк.  Состав – 3 танковых батальона. Причём первый вооружён танками Т-28, второй – БТ-7, а третий – Т-26. Говорить о реальной боеспособности подобной части можно только под большим знаком вопроса.

       Проблема вторая. Изучая архивные кино и фотоматериалы, мы видим, что подавляющее большинство подбитых советских танков уничтожено или выведено из строя не танками вермахта. Абсолютное господство в воздухе, максимально действенное использование возможностей пикирующих бомбардировщиков Ju – 87, с одной стороны, и массированное применение по наземным целям зенитных орудий калибра 88 мм, от огня которых не защищала никакая имевшаяся в то время броня – вот одна из причин столь существенных потерь.

      Второй причиной явилась техническая изношенность танков Т-28. По данным УММ РККА по состоянию на 01.01.41 из 407 имевшихся на вооружении танков Т-28 полностью технически исправными числилось около 200. Причём часть из этих 200 ожидала планового среднего и капитального ремонта.

        Причина третья – отсутствие топлива, боеприпасов и запасных частей, что приводило к тому, что танк, оставшийся без топлива, или при возникновении мелкой поломки экипажи просто бросали.

        И, наконец, ещё одна причина, которая может быть названа в ряду наиболее важных – это «Боевой устав бронетанковых войск КА». Он предусматривал только один вид боевого применения танков – атаку! Вот наши танкисты и атаковали, без подготовки и разведки, без поддержки пехоты, под прицельным огнём и бомбами, выполняя бессмысленные зачастую приказы…

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>