Часть I
Попытки создать танки и САУ, имеющие массу, превышающую 100 тонн, предпринимались в России ещё в начале прошлого, ХХ века. Давайте вспомним только основные общеизвестные проекты:
- «ОБОЙ» (иное название – «Катающаяся крепость») - проект предложен в 1915 году И.Семчишиным;
- «Земной броненосец» длиной 35 метров – проект 1915 года. Предложен А.Пороховщиковым;
- «Бронеавтомобиль» массой 197 тонн - проект В.Менделеева, датирован 1916 годом.
Эти машины рассматривались как козырная карта для победы над кайзеровской Германией… Не обошли стороной эту тему и молодые советские танкостроители. Правительству Страны Советов также предлагались проекты сверхтяжёлого «Чудо оружия»:
- 1000 тонные танки немецкого конструктора Э.Гроте (проект 1933 года);
- 100-тонный и 107-тонный танки КВ-4 (проекты 1941 года. Конструктор первого варианта Л.Переверзев, второго - Г.Кручёных).
Эти проекты знают многие. А вот следующая волна предложений по созданию сухопутных «флотилий», «наземных линкоров» и «танковых крейсеров» известна далеко не всех.
Начало подобным работам положило успешное контрнаступление Красной Армии под Москвой. У ряда конструкторов и достаточно крупных военачальников сложилось мнение, что теперь наша армия будет безостановочно гнать врага до самого Берлина, прорывая при этом глубоко эшелонированные рубежи обороны. При этом вспомнили и о неудачном опыте финской компании.
В связи с этим в первой половине 1942 года в ГАБТУ РККА было подано несколько докладных записок о необходимости создания танков прорыва.
10.02.42 начальником ВАММ генералом Ковалёвым подписывается два секретных письма. Одно из них адресуется заместителю НКО (народного комиссара обороны) генералу Федоренко Я.Н. Второе – заместителю Председателя СНК СССР, наркому танковой промышленности Малышеву В.А. Оба письма имели одинаковое содержание. Суть его сводилась к тому, что в ходе предстоящих наступательных компаний частям РККА придётся преодолевать заранее подготовленную и глубоко эшелонированную оборону противника. Для уничтожения ДОТов и иных огневых сооружений потребуются танки прорыва, которые смогут с минимальных дистанций расстреливать эти огневые точки, обладая высокой скорострельностью, пробивной способностью и надёжным бронированием. К письму прилагался проект такого танка. Приведём некоторые характеристики:
- броня лобовая – 150 мм, борт – 120 мм;
- вооружение – пушка ЗИС-6 калибра 107 мм, размещаемая в невращающейся башне;
- унификация основных узлов с танком КВ;
- масса танка – не более массы танка КВ.
Далее следовала РПЗ (пояснительная записка) с изложением проблем, возникающих в ходе преодоления танками сильно укреплённых оборонительных линий. Из которой делался вывод о том, что имеющиеся танки, включая КВ-1, КВ-2 и Т-34 не могут использоваться в качестве танков прорыва.
К письму также прилагались ТУ, согласно которым новый танк должен был отвечать следующим параметрам:
- масса танка в снаряженном состоянии – 50 – 55 тонн;
- бронирование:
- лоб – 150 мм;
- борт – 120 мм;
- Днище и крыша – 60 мм;
- габариты: длина – 6000 мм, ширина и высота – аналогичные танку КВ;
- вооружение: одна пушка калибра 107 мм, один огнемёт, 4 пулемёта;
- экипаж танка – 5 человек;
- двигатель – дизельный мощностью не менее 600 л/с;
- максимальная скорость 30 км/час и более…
В пояснительной записке к ТУ предлагалось добавить по бортам танка по две реактивных ракеты (от «Катюши») и 2 пушки калибра 20 мм.
24.03.42 заместитель начальника ГАБТУ КА генерал Лебедев И.А. в своём заключении, направленном генералу Ковалёву указал на то, что аналогичную машину довели до состояния опытного образца ещё в предвоенное время и ничего нового письмо не содержит. Но будет направлено на Кировский завод для информации.
19.04.42 зам.начальника II отдела наркомата танковой промышленности (НКТП) Гинзбург С.А. направил на имя Председателя ГКО Сталина И.В. (копии – зам.преду СНК СССР Молотову В.М. и генералу Федоренко Я.Н.) докладную записку, в которой мотивировал необходимость создания «тяжёлого танка прорыва «ИС». Приводились и основные характеристики нового танка: боевая масса – 100 тонн, погрузочная – 60 тонн (большей массы в то время не выдерживали ж/д платформы), дизель – 1200-1500 л/с (реально имелся только 600 л/с и на стадии отработки – 750 л/с), вооружение – 152 мм пушка МЛ-20, габариты: 8300х4320х3240…
27.04.42 Федоренко доложил Молотову о нецелесообразности и отсутствии технических возможностей заниматься в настоящее время разработкой подобных танков. В качестве приоритетных задач текущего момента он отметил устранение технических дефектов выпускаемых танков Т-34 и КВ и увеличение количества выпускаемых машин.
Но предложения продолжали поступать. Вот яркий образец, на котором мы остановимся подробнее в следующей статье. 02.08.42 в ГАБТУ КА регистрируется за № 12265 сс проект инженер-подполковника Осокина, поступивший из Магнитогорска. В комплект документов входят: краткое описание на 22 листах и четыре схемы «танковых крейсеров».
Поделитесь с друзьями: