«Крейсера» и «линкоры» прорыва

Часть I

Попытки создать танки и САУ, имеющие массу, превышающую 100 тонн, предпринимались в России ещё в начале прошлого, ХХ века. Давайте вспомним только основные общеизвестные проекты:

  • «ОБОЙ» (иное название – «Катающаяся крепость») - проект предложен в 1915 году И.Семчишиным;
  • «Земной броненосец» длиной 35 метров – проект 1915 года. Предложен А.Пороховщиковым;
  • «Бронеавтомобиль» массой 197 тонн - проект В.Менделеева, датирован 1916 годом.

"Земной броненосец" А.ПороховщиковаЭти машины рассматривались как козырная карта для победы над кайзеровской Германией… Не обошли стороной эту тему и молодые советские танкостроители. Правительству Страны Советов также предлагались проекты сверхтяжёлого «Чудо оружия»:

  • 1000 тонные танки немецкого конструктора Э.Гроте (проект 1933 года);
  • 100-тонный и 107-тонный танки КВ-4 (проекты 1941 года. Конструктор первого варианта Л.Переверзев, второго - Г.Кручёных).

Броневой автомобиль В.Д.МенделееваЭти проекты знают многие. А вот следующая волна предложений по созданию сухопутных «флотилий», «наземных линкоров» и «танковых крейсеров» известна далеко не всех.

Начало подобным работам положило успешное контрнаступление Красной Армии под Москвой. У ряда конструкторов и достаточно крупных военачальников сложилось мнение, что теперь наша армия будет безостановочно гнать врага до самого Берлина, прорывая при этом глубоко эшелонированные рубежи обороны. При этом вспомнили и о неудачном опыте финской компании.

танк Гроте 1000 тоннВ связи с этим в первой половине 1942 года в ГАБТУ РККА было подано несколько докладных записок о необходимости создания танков прорыва.

10.02.42 начальником ВАММ генералом Ковалёвым подписывается два секретных письма. Одно из них адресуется заместителю НКО (народного комиссара обороны) генералу Федоренко Я.Н. Второе – заместителю Председателя СНК СССР, наркому танковой промышленности Малышеву В.А. Оба письма имели одинаковое содержание. Суть его сводилась к тому, что в ходе предстоящих наступательных компаний частям РККА придётся преодолевать заранее подготовленную и глубоко эшелонированную оборону противника. Для уничтожения ДОТов и иных огневых сооружений потребуются танки прорыва, которые смогут с минимальных дистанций расстреливать эти огневые точки, обладая высокой скорострельностью, пробивной способностью и надёжным бронированием. К письму прилагался проект такого танка. Приведём некоторые характеристики:

  1. броня лобовая – 150 мм, борт – 120 мм;
  2. вооружение –  пушка ЗИС-6 калибра 107 мм, размещаемая в невращающейся башне;
  3. унификация основных узлов с танком КВ;
  4. масса танка – не более массы танка КВ.

объект 223 танк КВ-3Далее следовала РПЗ (пояснительная записка) с изложением проблем, возникающих в ходе преодоления танками сильно укреплённых оборонительных линий. Из которой делался вывод о том, что имеющиеся танки, включая КВ-1, КВ-2 и Т-34 не могут использоваться в качестве танков прорыва.

К письму также прилагались ТУ, согласно которым новый танк должен был отвечать следующим параметрам:

  1. масса танка в снаряженном состоянии – 50 – 55 тонн;
  2. бронирование:
    1. лоб – 150 мм;
    2.  борт – 120 мм;
    3. Днище и крыша – 60 мм;
  3. габариты: длина – 6000 мм, ширина и высота – аналогичные танку КВ;
  4. вооружение: одна пушка калибра 107 мм, один огнемёт, 4 пулемёта;
  5. экипаж танка – 5 человек;
  6. двигатель – дизельный мощностью не менее 600 л/с;
  7.  максимальная скорость 30 км/час и более…

КВ-3 проектВ пояснительной записке к ТУ предлагалось добавить по бортам танка по две реактивных ракеты (от «Катюши») и 2 пушки калибра 20 мм.

24.03.42 заместитель начальника ГАБТУ КА генерал Лебедев И.А. в своём заключении, направленном генералу Ковалёву указал на то, что аналогичную машину довели до состояния опытного образца ещё в предвоенное время и ничего нового письмо не содержит. Но будет направлено на Кировский завод для информации.

танк КВ-419.04.42 зам.начальника II отдела наркомата танковой промышленности (НКТП) Гинзбург С.А. направил на имя Председателя ГКО Сталина И.В. (копии – зам.преду СНК СССР Молотову В.М. и генералу Федоренко Я.Н.) докладную записку, в которой мотивировал необходимость создания «тяжёлого танка прорыва «ИС». Приводились и основные характеристики нового танка: боевая масса – 100 тонн, погрузочная – 60 тонн (большей массы в то время не выдерживали ж/д платформы), дизель – 1200-1500 л/с (реально имелся только 600 л/с и на стадии отработки – 750 л/с), вооружение – 152 мм пушка МЛ-20, габариты: 8300х4320х3240…

танк КВ-4 один из вариантов27.04.42 Федоренко доложил Молотову о нецелесообразности и отсутствии технических возможностей заниматься в настоящее время разработкой подобных танков. В качестве приоритетных задач текущего момента он отметил устранение технических дефектов выпускаемых танков Т-34 и КВ и увеличение количества выпускаемых машин.

Но предложения продолжали поступать. Вот яркий образец, на котором мы остановимся подробнее в следующей статье. 02.08.42 в ГАБТУ КА регистрируется за № 12265 сс проект инженер-подполковника Осокина, поступивший из Магнитогорска. В комплект документов входят: краткое описание на 22 листах и четыре схемы «танковых крейсеров».

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>