Танк Т-28 – первый крупносерийный средний танк

Часть 1 «Рождение»

 Началом отсчёта работ по созданию танка Т-28 можно считать год 1930. Комиссия по закупкам новых образцов вооружения и военной техники под руководством С.А.Гинзбурга вэтом году работала в Великобритании и крайне заинтересовалась одной из разработок британских танкостроителей – средним танком А6 фирмы «Виккерс». Но решение о его приобретении принято не было из-за неприемлемых условий, выдвинутых британской стороной.

Вместо этого было решено создать танк собственной конструкции аналогичного класса с использованием наработок советских конструкторов и информации, полученной в процессе ознакомления с танком А6.

 Т-28 на парадеРаботы по созданию нового танка одновременно начали в двух местах: на факультете механизации и моторизации ВТА им.Ф.Дзержинского и в только что созданном танко-тракторном КБ ВОАО. К июлю 1931 года оба варианта танка новой конструкции были предоставлены для ознакомления в УММ РККА. По результатам, полученным в ходе изучения предоставленных материалов, предпочтение было отдано проекту под индексом Т-28, созданному КБ ВОАО. В предлагавшейся конструкции нового среднего танка были использованы лучшие наработки, которые советские инженеры смогли вынести из ознакомления с А6 и опыт, который был к этому времени накоплен нашими конструкторами в ходе совместной работы с немецкими конструкторами, входившими в группу Гроте (танк ТГ) и на испытаниях немецких танков на полигоне под Казанью (тридцатые годы).

прототип танк Т-28-1На первом этапе проектирования предполагалось, что новый танк сохраняет компоновку, присущую прототипу (А6), будет иметь вес, не превышающий 16 тонн и вооружаться специальной танковой пушкой калибра 45 мм и тремя пулемётами.  Вариант бронирования, как и для всех разрабатывавшихся в то время танков, предлагался противопульный (лоб – 20 мм, борта 16 мм, днище танка – 8 мм, крыша – 10 мм). Двигателем, планировавшимся к установке на Т-28, выбрали М-5, положительно зарекомендовавший себя к тому времени на танках БТ-2 и первых Т-26.

Т-28 первый парад в Ленинграде 01.05.3328.09.31 УММ РККА заключило с ВОАО договор, согласно которому к 01.05.32 два опытных Т-28 должны были быть изготовлены в металле. Но первый танк, под индексом Т-28-1, к тому же сделанный из обычной, не броневой стали, смог совершить испытательный пробег только 29.05.32. Уже на этом экземпляре танка начались существенные изменения в конструкции. Во-первых, танк получил более мощный двигатель. М-17. Во-вторых, пушку ПС-2 калибра 37 мм, так как планировавшаяся к установке 45 мм танковая пушка к этому времени ещё не была готова. В целом Т-28-1 удостоился положительной оценки со стороны командования УММ РККА даже в таком виде. Однако от конструкторов потребовали уже на следующий опытный образец установить ПГЕ – новый дизельный двигатель, находившийся в то время ещё на стадии разработки, и пушку ПС-3 калибра 76 мм.

производство танков Т-28 Кировский завод 1935 годДанные требования привели к кардинальной переработке всей конструкции танка за период с августа по сентябрь 1932 года. Ознакомившись с предложенными для второго опытного образца конструктивными решениями, Совет труда и обороны СССР принял решение о серийном производстве танка Т-28 ещё до воплощения в металле второго опытного образца.

Первоначально планировалось, что серийным выпуском танков Т-28 будет заниматься машиностроительный завод «Большевик» в Ленинграде. Именно из стен этого завода на испытания вышел первый прототип нового танка. Однако танковое производство на заводе было чрезвычайно загружено (настолько, что в конце 1932 года оно было выделено в самостоятельный завод - № 174 ) производством танков Т-26. Поэтому серийный выпуск трёхбашенного среднего танка перепоручается другому предприятию, заводу «Красный путиловец» (с 1934 переименован в Кировский завод). Опытный экземпляр танка и документация были переданы туда в ноябре 1932.

танк Т-28 образца 1934 годаНо с первых же дней начались проблемы с выпуском нового танка. Отсутствовало необходимое оборудование для производства деталей Т-28, к качеству которых предъявлялись достаточно высокие требования. вопрос был частично решён передачей необходимого оборудования с других заводов, модернизацией расконсервированных станков времён 1 мировой войны и закупкой нужного оборудования за границей.

К апрелю 1933 года завод смог изготовить первые 12 танков, 10 из которых 01.05.33 принимали участие в параде на Красной площади. Но, сразу после него они в полном составе убыли на завод для доукомплектования и доработок.

Т-28 выпуска 1938 годаПлановые показатели 1933 года завод с треском провалил. Из 90 танков Т-28 (принятых к тому времени на вооружение РККА решением РВС от 11.08.33) с огромным трудом удалось собрать всего 41 машину.

И только кардинальная реконструкция производственных площадей, на которых собирался и изготавливался танк (цех МХ-2), освобождение от плана по выпуску непрофильной продукции (15 и 75 тонные краны) и создание специального танкового КБ (СКБ-2), которое имело задачу в кратчайшие сроки довести  производство Т-28 (параллельно проводя модернизацию самого танка) до плановых показателей позволили в 1934 году выйти на стабильный выпуск новых танков.

танк Т-28 образца 1935 годаОтносительно в срок стали поступать комплектующие от заводов – партнёров. Всё это время конструкторская документация дорабатывалась и перерабатывалась. Её отработку завершили только к концу 1936 года. За этот период в КТД внесено свыше 700 изменений.

Именно этим объяснялся, в первую очередь, тот факт, что в войска постоянно выезжали заводские бригады для проведения соответствующих доработок на имеющейся в частях технике – танках Т-28 более ранних выпусков.

Серийный выпуск среднего танка Т-28 осуществлялся с 1933 по 1940 годы включительно. За это время в мотомеханизированные части РККА было поставлено  503 (по другим источникам – 523) танка.

Закончить первую часть рассказа о данном танке я хочу небольшим видеороликом.

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>