Танк Гротте – нереализованные надежды
Складывающаяся международная обстановка диктовала необходимость форсирования работ по реализации принятой в 1929 году Совнаркомом программы создания и принятия на вооружение РККА современных образцов военной техники, включая танки. Однако собственными силами СССР решить её не мог.
Слабая техническая база, отсутствие опытных специалистов и достаточного финансирования работ существенно осложняли решение данной задачи. Ряд неудачных попыток создать полноценную конструкцию танка собственными силами (например, проект Т-12/ Т-24) заставил советское правительство обратиться к изучению опыта ведущих мировых держав в области танкостроения.
С Великобританией, Францией и США отношения были достаточно натянутыми и рассчитывать на действенную и эффективную помощь с их стороны не приходилось. А вот с бывшим противником по 1 Мировой войне, Германией, отношения складывались весьма успешно. Германия стремилась преодолеть последствия Версальского мира и охотно шла на сотрудничество с СССР. Поэтому конструкторов танков пригласили именно из Германии. В марте 1930 группа немецких инженеров и конструкторов во главе с Эдвардом Гроте прибыла в Советский Союз для работы по контракту.
Данная группа составила основное ядро нового танкового КБ, которое было создано на базе КБ АВО-5 (авиамоторного отдела) завода «Большевик» и сразу же после получения технического задания приступила к разработке нового танка, получившего условное наименование ТГ.
Новый тяжёлый танк, согласно полученному Техническому Заданию, должен был:
- развивать скорость до 40 км/час при средней скорости 25 км/час,
- иметь полную массу до 20 тонн, что диктовалась грузоподъёмностью имевшегося на то время подвижного состава железных дорог,
- нести мощнейшее, по тому времени, вооружение: две пушки калибра 76 и 37 мм, 4 – 5 пулемётов при бронировании 15 – 30 мм.
- Все остальные характеристики отдавались на усмотрение КБ.
Работа этой группы конструкторов рассматривалась как жизненно важная для СССР. Поэтому контролировалась непосредственно высшими должностными лицами НКВД-ОГПУ, РВС и правительства и финансировалась «по потребностям». Планировалось, что до конца 1931 года разработка танка ТГ будет полностью завершена и в войска поступят первые пятьдесят – семьдесят пять танков. На период создания новой машины допускался выпуск танка Т-24 в количестве 80 единиц. После чего ХПЗ должен был перейти на выпуск танка ТГ и поставить на вооружение РККА в 1932 году 2000 таких танков. В процессе работы над проектом танк из тяжёлого был переквалифицирован в средние
К ноябрю 1930 года основные проектные работы были выполнены на 85%. В конструкции танка применялись технические решения, опережающие своё время и не использовавшиеся до этого нигде. Ожидалось, что работы будут завершены до конца декабря 1930 года. Но технические трудности привели к тому, что первый опытный образец танка ТГ вышел из ворот завода только в середине апреля 1931 года. Начались его заводские испытания.
Получившаяся конструкция имела следующие характерные особенности: вооружение, размещённое в три яруса (дань модной в то время общемировой тенденции в танкостроении). Цельносварной корпус (впервые в мире), длина которого выросла до 7,5 метров. Башню, сдвинутую к кормовой части танка. Подбашенную коробку оригинальной конструкции. Колёсно-гусеничный движитель и целый букет очень интересных конструкторских находок, связанных с ходовой частью и системой управления агрегатами трансмиссии.
Экипаж ТГ насчитывал пять человек:
- командир (он же исполнял обязанности наводчика 37 мм пушки);
- механик-водитель
- пулемётчик;
- командир основного орудия (76,2 мм);
- заряжающий.
Некоторые источники говорят о шестом члене экипажа, втором пулемётчике.
Вооружение танка ТГ без преувеличения можно назвать мощнейшим для того времени. Судите сами: пушка А-19 полуавтомат калибра 76,2 мм (иное наименование ПС-19) была в 1931 году самой мощной в мире танковой пушкой. Жёсткие габариты танка потребовали от её главного конструктора Сячинтова П.Н. практически полной переработки конструкции. наиболее важными из внесённых изменений можно считать следующие:
- На пушку установлен дульный тормоз и специальный гильзоулавливатель
- Переработана конструкция люльки;
- Накатник и тормоз отката из-под ствола переместились соответственно влево и вправо от ствола.
ПС-19 установили на цапфах в подбашенной рубке танка (в лобовом листе). Полуавтомат увеличил её скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Однако конструкция не выдерживала интенсивной непрерывной стрельбы и давала сбои. Приходилось перезаряжать пушку вручную. Производственный дефект привёл к тому, что подбашенная рубка на опытном экземпляре деформировалась и утратила подвижность (по проекту она должна была вращаться).
Остальное вооружение относилось ко вспомогательному и состояло из:
- пушки ПС-1 калибра 37 мм (того же конструктора) большой мощности, которая устанавливалась в малой башне полусферической формы, обеспечивающей круговой обстрел и размещавшейся на крыше рубки. Пушка позволяла вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям;
- два пулемёта ДТ (7,62 мм), установленные по бортам корпуса в специальных шаровых опорах;
- три пулемёта «Максим» (7,62 мм), установленные в подбашенной коробке.
Планировавшийся к установке на танк ТГ 8 цилиндровый двигатель Гротте, который разрабатывался специально для этого танка, так и не смогли довести до рабочего состояния. В результате было принято решение заменить его авиационным М-6, что повлекло за собой необходимость внесения ряда конструктивных изменений. Двигатель установили открыто. С тем расчётом, что после доводки штатного двигателя его установят на место и накроют бронекапотом.
Найденные конструктивные решения в том случае, если бы их удалось довести «до ума» поставили бы танк ТГ на одно из ведущих мест в мировой танковой «табели о рангах» и позволили заменить им две модели средних танков, которые разрабатывались одновременно с ТГ. Речь идёт о Т-24 и Т-28.
Но на вооружение танк так и не поступил. И не потому, что машина была ненадёжной. И даже не потому, что для танка не было оригинального двигателя. Главными причинами, приведшими к этому, явились чрезвычайно высокая стоимость нового танка, с одной стороны. Пример: ТГ стоил 1500000 рублей в то время, как один БТ-2 всего 60000 рублей. И общее несоответствие уровня развития технологий советской промышленности того периода, требованиям, которые предъявлялись к точности и качеству изготовления элементов и узлов конструкции ТГ, с другой. А последнее и приводило к низкой надёжности машины.
Вышеназванные причины исключали возможность серийного производства ТГ, что и определило его окончательную судьбу. 04.10.31 согласно правительственному распоряжению была создана специальная комиссия, задачей которой было вынесение вердикта о возможности серийного производства танка Гроте. Её заключение гласило, что данный танк необходимо считать «чисто экспериментальным типом танка» и использовать для отработки всех механизмов и узлов, которые могут представлять в дальнейшем практический интерес…
АВО – 5 расформировали, работы свернули. На принятие такого решения в немалой степени оказал влияние и тот факт, что, по докладу начальника КБ №3 ВАТО Н.Гинзбурга, новый английский трёхбашенный танк Vickers Medium Mk.III (A6) «…более полно отвечает требованиям, предъявляемым к танкам для РККА, является более технологичной в производстве машиной, демонстрирует более высокие боевые характеристики и на его производство требуется гораздо меньше средств…». Гроте в 1933 году уехал в Германию.
Все материалы по танку ТГ передали вновь созданному КБ под руководством Н.В.Барыкова. Наши конструкторы не решились доводить столь сложную машину, а создали на её базе несколько проектов колёсно-гусеничных танков, объединённых в серию ТА. А с августа 1931 года начались работы по созданию нашего аналога британскому «Викерсу», которые завершились созданием среднего танка Т-28. А основным тяжёлым танком РККА вплоть до 1939 года стал пятибашенный Т-35. Об этих танках вы также можете прочитать на моём сайте.
Поделитесь с друзьями: