Так появился «Abrams-kaput»

Часть 3. Этапы работы над «Арматой»

В третьей статье, посвящённой работам над созданием перспективной единой платформы «Армата» мы рассмотрим ход ОКР, результатом которых стал танк Т-95, получивший наименование «танк предельных параметров».

Во многом эта статья также опирается на мнение Алексея Хлопова.

Объект 187В предыдущей статье мы остановились «на развилке». Первое направление: модернизация танка Т-72, завершившаяся появлением танка Т-90. Направление второе – ОКР, проводившиеся под шифром «Совершенствование – 88». Начались они «объектом 187» закончились «объектом 195».

Для понимания сути происходившего процесса необходимо подчеркнуть, что конструкторы уральской школы танкостроения во главу своей работы ставили и ставят принцип эволюции, заложенный ещё в пятидесятых годах Карцевым Леонидом Николаевичем, являвшимся в то время главным конструктором. Это не перманентная скачковая модернизация, обусловленная «озарением», а постоянная целенаправленная работа.

И как на любой эволюционный процесс, на ход этой работы оказывается постоянное влияние множеством внешних факторов: требования заказчика, руководящие указания, появление новых технологий и материалов и т.п. Поэтому любое КБ, как правило, одновременно ведёт несколько проектов, которые, взаимно дополняя друг друга, и приводят к появлению наиболее оптимальной конструкции нового танка.

корпус 187Именно поэтому в предыдущей статье я отметил этот процесс, не как различные ветви модернизации, а как раздвоение единого ствола. В каждом из проектов просматриваются общие корни и те или иные конструктивные решения «параллельного варианта».

Простой пример. Если мы внимательно посмотрим техническую документацию на Т-90, например, (объект 188) то чего здесь только нет: безусловно, основной «ствол» – Т-72 (объект 184, объект 172М), собственно «своя тема» (объект 188), отдельные элементы конструкции, взятые… от Т-34-85. увидим мы тут и Т-62 и Т-54. перечень можно продолжать и конкретизировать.

башня объекта 187А если посмотреть «объект 187», то инноваций собственного разлива в нём гораздо больше, хотя отдельные отголоски Т-72 просматриваются и тут. Например, «объект 186».

Об этом танке очень редко упоминается в СМИ. Этот проект прорабатывался, как один из этапов ОКР под шифром «Совершенствование Т-72А».

Первый этап указанных работ закончился появлением Т-72Б и принятием на вооружение Т-72Б1. второй этап шёл параллельно с работами в рамках «Совершенствование Т-72Б» и закончился принятием на вооружение нашей армии Т-90. Работы по данному проекту в первую очередь были направлены на усиление огневой мощи основного боевого танка. создавалась и испытывалась новая СУО и принципиально новое вооружение. Следующим шагом «Совершенствование Т-72А» основное внимание обратили на подвижность будущего танка. На 186 объект поставили новый дизель 2В16 (Х-образный), созданный на ЧТЗ, мощность которого достигала 1200 л.с. двигатель по тем временам был очень перспективным, но «сырым». Плюс требовал при установке создания и установки на танке ряда новых систем. Очень проблемным оказался вопрос работы системы охлаждения. Специфика его компоновки оказывала влияние и на общую компоновку МТО новой машины. Потребовалось значительно переработать трансмиссию, масляную и топливную системы, системы воздухоочистки и воздухоснабжения. Ещё одним «лакомым» достоинством двигателя было то, что его конструкция позволяла создать моноблок, объединив в едином корпусе трансмиссию и собственно двигатель.

двигатель 187В реалии могла, наконец, воплотиться давняя мечта военных, которую они лелеяли ещё со времён МС-1 (Т-18). Этот танк УЖЕ имел моноблок, правда какой…

Челябинские конструкторы, параллельно с дизелем 2В16, разработали два варианта установки: МТУ-2 и МТУ-1. Работы были завершены в конце семидесятых годов, самом начале восьмидесятых. Основная задача, которую планировалось решить их созданием, формулировалась крайне просто: использовать их для модернизации и/или в качестве резервного варианта двигателя для спроектированного и оснащённого газовой турбиной танка Т-80. Несмотря на множество плюсов, турбина была слишком дорога в эксплуатации. Новые МТУ являлись собранными в единый агрегатный блок трансмиссией и двигателем.  В Советском Союзе такое решение было применено впервые (если не считать Т-18). МТУ обладали ещё целым рядом достоинств: ГМТ, ЭГСУ, оригинальной конструкции воздушными фильтрами и агрегатами охлаждения.

Объект 187По объёму МТУ-2  занимал почти 3,6 куб.м., поэтому установить её, и то, с большим трудом, смогли только на Т-80Б. В штатный Т-80 она просто не входила физически. Проблемы с габаритами привели к свёртыванию проекта, несмотря на то, что специально под эту разработку, челябинские конструкторы (ГСКБ-2) предложили своё видение танка будущего – «объект 785».

По мнению экспертов, этот проект нельзя назвать «перспективным танком». Они относят его к «лучшим танкам 2-го послевоенного поколения». И не более.

Вообще, конструкторам ЧТЗ, занимавшимся танковой тематикой, «по жизни не шла карта». Судите сами.

Огромный технический потенциал, своя серьёзная школа, но…

объект 187 в Кубинке сегодняСначала их накрывает тень ленинградского КБ-3. Авторитет конструктора Котина Ж.Я., его политическое влияние позволили ему на корню зарубить несколько интереснейших послевоенных разработок тяжёлых танков. Когда от тяжёлых танков в СССР отказались, ЧТЗ выдал «на гора» БМП, которую у них тут же отобрали и передали «Курганмашзаводу». Ну, а соревноваться за право стать головым КБ, создающим перспективный ОБТ, они не могли в принципе.

Это ярчайший случай, когда даже высочайший профессионализм исполнителей и техническое совершенство предлагаемой ими машины не смогли пробить политическое лобби.

 И проект тихо «ушли». О нём очень мало информации в СМИ, а та, которая попадается, зачастую очень далека от истины. Наиболее часто встречающийся ложный посыл: «785» создан на базе Т-80» не верен в принципе. А возникло это мнение вследствие того, что продукция, изготавливаемая в рамках МТУ-2 для Т-80, тоже маркировалась «785». Вторым посылом к возникновению этого утверждения явился тот факт, что опорные катки «785» были идентичны каткам танка Т-80.

Объект 477Разработанный в рамках работ по «объекту 785» танк имел свой оригинальный корпус. При общей классической компоновке машины место механика-водителя сдвинули влево (на Т-64 – в центре). Приборы наблюдения не ослабляли лобового листа, так как выходили через крышу корпуса. Вся носовая часть и лобовой лист, в частности, имели свою оригинальную форму, которую потом харьковчане и тагильчане позаимствуют для своих опытных машин (объект 477 и объект 187). Ну и, разумеется, объект 195.

292Возросший объём МТО заставил конструкторов сождать ходовую часть, имевшую по семь опорных катков на борт. Верхняя часть бортов, выше уровня последних, была прикрыта специальным противокуммулятивным экраном. Башня «785» так же имела свою неповторимую конструкцию. Предшественники (Т-72, Т-80, Т-64) имели во много схожие башни, напоминающие в плане грушу. А башня 785 походила на яйцо, установленное острым своим концом вперёд. Такую форму башне придали вследствие того, что на машине стоял «Дрозд» (комплекс активной защиты) имевший 18 ПУ для выстреливания защитных боеприпасов. Основным вооружением танка была 130 мм нарезная пушка, имевшая боекомплект 50 выстрелов (самый большой возимый запас среди советских танков этого поколения). 30 из них находились в автомате заряжания (!).  (У Т-72 в АЗ входило всего 22 выстрела, в МЗ Т-80 – 28 выстрелов, Т-64 – 28 выстрелов).

785Дополнительным вооружением «785» являлась зенитная установка закрытого типа, имевшая дистанционное управление, разработанная на ЧТЗ.  (НО, это в проекте).

При изготовлении опытного образца упростили всё, что могли. В качестве основы взяли корпус Т-72, в районе МТО которого произвели врезку, удлинив его для установки силового блока. Башню под свой новый АЗ , создали на базе штатной башни Т-72, благо этот танк в то время, ставили на конвейер на ЧТЗ.  Литьё этих башен уже было освоено на челябинском заводе им. Серго Орджоникидзе. Основным отличием была развитая кормовая ниша у башни «785».

195Позднее подобный подход используют ленинградцы, создавая свой «292», вооружённый 152 мм пушкой.

На опытном варианте «785» оставили 125 мм пушку, штатную для Т-72, Д-81. Основная цель, которая преследовалась созданием опытного экземпляра – отработка трёх вопросов: проверка поведения и дальнейшая отработка удлиненной ходовой части, АЗ и МТУ.

Но МТУ проект и похоронила.

Конструкторы пытались уменьшить её габариты, используя для этих целей эжекторную систему охлаждения. Но производительности последней не хватало для полного отвода тепла. Используемый двигатель 2В (вместо «В-2») обладал существенно большей теплоотдачей, что вело к его частым перегревам.

 Продолжение следует

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>