Новая машина представляет собой концептуально новое изделие. Первый прототип БТР продемонстрировали в 2006 году на выставке "Аеросвіт".
Бронетранспортёр, получивший имя собственное, «Буцефал», предназначен для огневой поддержки мотострелков в бою и их транспортировки. Способен выполнять боевые задачи в любых погодно-климатических условиях, днём и ночью, а также в очагах применения ОМП. Разработка рассматривается в качестве базы для оснащения украинской морской пехоты и подразделений быстрого реагирования.
Модификация 4Е представляет собой линейный вариант БТР, оснащённый боевым модулем «Парус» (БМ-7), и была разработана для Ирака. Однако последний приобретать машины не торопится.
Начиная с марта 2014 года, машины поступают на вооружение Национальной гвардии. Причём в разных модификациях и различного назначения. Собственно БТР-4К составляют от общего количества в 52 единицы всего 29 штук.
БТР-4Е – полноприводный (8х8) плавающий бронированный автомобиль, имеющий боевую массу 17500 кг. Предусмотрена установка на БТР усиленной бронезащиты (при этом масса увеличивается до 25000 кг). Экипаж состоит из трёх человек (водитель, оператор боевого модуля и командир). Десантный отсек вмещает от 7 до 9 человек с полной экипировкой. Максимальная скорость на плаву составляет 10 км/ч, скорость по шоссе – 110 км/ч. Заявленный запас хода – 600 км.
Вооружение модуля многовариантное: автоматическая пушка КБА-1 калибра 30 мм, спаренная с пулемётом калибра 7,62 мм, автоматический гранатомёт калибра 30 мм, «Барьер» (ПТРК).
По требованию заказчика «Парус» может быть заменён на другие модули: «Шквал», «Гром», БАУ-23.
Указанный бронетранспортёр может быть выполнен в версиях:
- БТР-4К – командирский;
- БРМ-4К – разведывательный;
- БТР-4КШ – командно-штабной;
- БРЭМ – ремонтно-эвакуационный;
- МОП-4К – огневой поддержки;
- БСЭМ-4К – санитарно-эвакуационный.
Принципиальным отличием нового БТР является отход, при его разработке, от типовых схем компоновки, использовавшихся в конструкциях советских БТР. Украинские конструкторы взяли за основу компоновку колёсных БТР НАТО: отделение управления; МТО, боевое, совмещённое с десантным.
Подобная компоновка более безопасна для десанта, высаживаемого из машины под огнём неприятеля. Боевой модуль управляется дистанционно, т.е. оператор постоянно находится под защитой корпуса машины.
Такое техническое решение позволяет, не меняя компоновочных решений двух первых отсеков трансформировать шасси в любую из требуемых машин, поименованных выше.
По заявлению ген директора ГК «Укроборонпром» господина Терещенко эти машины хорошо зарекомендовали себя в боях на территории Малороссии, подтвердив заявленные боевые характеристики.
Как это ни прискорбно, необходимо констатировать, что Украина обошла нас на данном сегменте рынка. Последняя разработка отечественной оборонки, БТР-82А, ничего принципиально нового в своей конструкции не содержит, не считая нового вооружения. Это тот же БТР-80, только прошедший «косметический ремонт».
Жаль. Российской армии такие машины не помешали бы. Тем более с повышенной противоминной защитой экипажа и десанта. Да и рынки потенциальные отдаём. А как показывает практика, вернуться на утраченный рынок в разы сложнее, чем удерживать его.
Поделитесь с друзьями: