Проект «Танк Молотова» – ТМ (лёгкий плавающий)

Разработчик: КБ ГАЗ им.Молотова. Ведущий конструктор В.Данилов

Начало работы над проектом: февраль 1936

Изготовление первого опытного прототипа: август 1936

Судьба проекта: Серийно не выпускался. Изготовлено только два опытных образца

ТМ-1 1

 Рис.228  Танк ТМ. Модель-копия

Работы по созданию танка ТМ были инициированы в связи с тем, что завод № 37 не укладывался в установленный график серийного выпуска танка Т-38. Даже выпуск первой установочной партии из 50 машин завершить вовремя не удалось. Чтобы войти в график заказ частично передали другому заводу. ГАЗ им.Молотова. Но представители завода особого желания заниматься производством чужой машины, имевшей достаточно много видимых технических недостатков (и ещё больше недостатков скрытых) не испытывали.

Поэтому, получив необходимые согласования, конструкторы ГАЗа в начале 1936 года приступили к работе над собственным проектом плавающего танка, который, по всем предварительно установленным параметрам, должен был превосходить Т-38.

Модель-копия танка Молотова Рис.229 Танк ТМ. Вид на левый борт

Достигнуть подобного результата они планировали, избрав для этого достаточно неожиданный путь. Взяв за основу ходовую часть танка Т-37А, который выпускался серийно, но с производства уже снимался, они существенно удлинили её, добавив по каждому борту ещё одну тележку с катками опорными. Корпус подвергся практически полной переработке с соответствующим изменением компоновки танка.

танк Молотова ТМ-1Танк был назван в честь одного из Народных Комиссаров СССР, В.М.Молотова. Машина оснащалась сразу двумя двигателями типа ГАЗ-М-1, которые разместили в кормовой части корпуса танка параллельно друг другу вдоль продольной оси. Переделке подверглись и передние концы коленчатых валов. Это было сделано для того, чтобы оснастить их специальными карданными шарнирами, соединённых блокировочным мостом. Стартером и генератором оснастили только один мотор, правый. Система охлаждения была общей для двух двигателей.

ТМ 3 Рис.230 ТМ. Вид спереди.

Трансмиссия нового танка практически без переделок была составлена из агрегатов и узлов, использовавшихся в то время на серийно производимых автомобилях, например. ГАЗ-АА. Управление танка было выведено на штурвал. А водоходное оборудование позаимствовали от Т-37А.

Корпус новой машины сваривался из броневых листов толщиной от 4 до 9 мм. Изнутри корпуса места стыковки бортовых листов между собой, а также с днищем танка усиливались специальными балками и угольниками. Точно такое же техническое решение было принято в отношении мест крепления кронштейнов опорных тележек и двигателей.

ТМ 4 Рис.231 ТМ. Вид сзади

Сверху на корпусе, со смещением к левому борту, устанавливалась подбашенная коробка, имевшая в плане восьмиугольную форму. Башня ТМ с вытянутой передней частью напоминала по своему внешнему виду усечённый конус. Лобовой башенный лист был установлен практически вертикально. В башне размещается пулемёт ДТ-29. Для наблюдения за полем боя командир танка имеет пять смотровых щелей в подбашенной коробке и три – в башне. У механика-водителя только одна смотровая щель.

ТМ 5 Рис.232  ТМ на испытаниях на полигоне НИБТ

Два опытных танка ТМ были изготовлены к концу лета того же года. Один экземпляр был оставлен на заводе для дальнейшей доработки и заводских испытаний. Второй осенью 1936 года был направлен для испытаний на полигон НИБТ, в ходе которых показал результаты, существенно превышающие показатели Т-38 по скорости, подвижности и управляемости. Машина могла совершать движение по пересечённой местности на третьей передаче. Но вот на плаву скорость танка составила всего 3,7 км/час. Плюс сохранилась «болезнь», присущая танку Т-37А, у нового ТМ часто спадали гусеницы при совершении резких маневров.

TM 6 Рис.233  ТМ на испытаниях

В выводах, подготовленных по результатам испытаний, отмечался ряд достоинств танка ТМ (например, удачное решение вопроса синхронизации работы двигателей, за счёт чего значительно был улучшен ряд динамических характеристик танка при весьма незначительном его утяжелении).

TM 7 Рис.234  Модель-копия танка ТМ

В качестве недостатков проекта ТМ было указано:

  • на его неудовлетворительные водоходные характеристики,
  • плохо проработанную конструкцию корпуса танка,
  • низкую надёжность элементов ходовой части и т.п.

TM 8 Рис.235  Танк ТМ. Модель-копия.

Представителям КБ ГАЗ было рекомендовано устранить выявленные недостатки, провести доработку проекта и представить машину на повторные испытания. Но в установленные для этого сроки они уложиться не успели. Завод № 37 за это время сумел выйти на проектную мощность по выпуску Т-38. В связи с этим завершение работ над его улучшенным аналогом посчитали нецелесообразным. Но главным аргументом для вынесения подобного решения явился фактор экономический. Танк получился слишком дорогим в производстве. Одна машина обходилась государству почти в 100000 рублей.

Таблица ТТХ

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>