05.07.42 знаменательный день в истории танкостроения в СССР. Вышло постановление ГКО за № 1958сс, согласно которому полностью сворачивался выпуск танков Т-60, а освобождающиеся технические мощности переключались на производство корпусов для танков Т-34 и лёгких танков Т-70. Согласно упомянутому постановлению выпуск Т-60 был свёрнут и на заводе № 264 в Красноармейске.
Продольный разрез ЛТП
В этот же день конструктор из Ульяновска, Провоторнов Константин Яковлевич, направил в адрес ГАБТУ РККА свой вариант мобилизационного танка на замену машине Т-60. Не совсем понятно, чем руководствовался автор проекта, т.к. уже был налажен серийный выпуск танка Т-70. Тем более что никакой информации по этому вопросу до нас не дошло. Возможно, конструктор просто не знал о существовании подобной машины или посчитал, что сможет создать лучшую конструкцию.
До этого лейтенант Провоторнов изобретательством не занимался. Он начал службу в рядах РККА в 1939 году. Войну встретил командиром танкового взвода 98 полка 49 дивизии. В июле 1941 года он был тяжело ранен и пропал без вести под Уманью. В феврале 1942 года его следы обнаруживаются в одном из госпиталей. Лейтенант воевал на Т-34-76, что нашло зримое отражение в проекте его машины. Проект очень серьёзно проработан в инженерном отношении, несмотря на то, что автору было всего 22 года.
Схема бронирования танка ЛТП
Более подробную информацию о том, что представляли собой лёгкие танки РККА Т-40, Т-60 и Т-70 можно посмотреть на данном сайте. Венцом этой ветки лёгких танков стал Т-80, появившийся осенью 1942 года. Дальнейших перспектив модернизации эта ветка не имела.
Танк ЛТП. Реконструкция.
Танк представлял собой трёхместный вариант боевой машины общей массой около 11 тонн. Длина корпуса новой машины составляла всего 4000 мм, т.е. он был короче Т-70. Ширина – 2000 мм, также была меньше Т-70. Но ему прекрасно удалось решить все компоновочные вопросы в столь ограниченном пространстве. Во многом это стало возможно, благодаря отказу от базового корпуса Т-40 и обращения к концепции, реализованной в танке Т-34.
Механик-водитель получил собственный широкий люк с парой смотровых приборов. Планировалось, что справа от него в шаровой установке будет размещаться пулемёт ДТ. У машины имелся аварийный люк.
Кормовая часть по своей компоновке была весьма похожа на Т-34. Два двигателя ГАЗ-11 (спарка) развивали мощность в 170 л.с., чего по расчетам должно было вполне хватить для движения с расчётной скоростью 45 км/час. Соединил моторы конструктор оригинальной поперечной передачей. И предусмотрел единую систему питания и запуска.
Весьма оригинально был решён вопрос охлаждения. Радиаторы устанавливались над двигателем, аналогично Т-26. Суммарная ёмкость бензобаков составляла 500 литров. Этого, по расчётам, должно было хватать для обеспечения запаса хода по просёлку до 300 км, по шоссе – до 430 км. Трансмиссию также удалось разместить в кормовой части. Бортовые передачи использовались с танка Т-60. Для доступа в отделение МТО конструктор предусмотрел большие люки, по аналогии с Т-34.
Система питания
Очень продуманно смотрелось техническое решение ходовой части, которую можно назвать симбиозом решений, взятых с Т-60 и Т-34. но с установкой торсионной подвески. И при отсутствии поддерживающих катков. По борту планировалась установка четырёх опорных катков по 650 мм (что значительно превышало диаметр установленных на Т-60). Ширина гусеничных траков – 300мм. именно на этом размере остановились при выпуске модернизированного варианта Т-70 через несколько месяцев после появления проекта Проворнова.
Если к компоновке корпуса вопросов практически не возникало, то по башне имеется множество вопросов. Конструктору удалось сделать башню двухместной при диаметре башенного погона аналогичного тому, который имели Т-26 и БТ-7. внешне башня представляла уменьшенную версию варианта, установленного на Т-34-76. согласно сопроводительной документации предполагалось её изготовление методом литья. Вооружался танк 45 мм пушкой, спаренной с пулемётом ДТ. Боекомплект – 150 выстрелов и 75 снаряженных магазинов для пулемёта. Хотя подобное количество боеприпасов вряд ли фактически вписалось бы в имеющееся заброневое пространство.
Судьба проекта
У Проворнова получилась отличная, для того времени, машина, в конструкции которой имелся целый ряд оригинальных решений. Он был гораздо лучше Т-60 и ничем не уступал Т-70. по отдельным вопросам его проработка превосходила ту, которой добились профильные КБ. Но эта машина была уже не нужна армии.
Судьба изобретателя сложилась следующим образом. После госпиталя он назначается командиром взвода 214 танкового батальона 65 танковой бригады. За бои на заключительном этапе Курской битвы он был награждён орденом Красной Звезды. Погиб офицер 28.07.43 в бою за деревню Горки в Орловской области.
Передача усилия от двигателя на ведущее колесо
Крышка МТО
Фотокопия ТТХ танка ЛТП
Размещение системы вентиляции двигателя
Схема торсионной подвески и ленивец.
Башня. Вид сверху.
Поделитесь с друзьями: