Последние лёгкие танки СССР. От Т-40 к Т-70.

Часть I. Танк Т-40 (проект 010).

Малый танк Т-40 одна из машин в линейке малых плавающих танков Страны Советов, которая принимала участие в Великой Отечественной войне. Танк был разработан в начале 1939 года, а уже в декабре был принят на вооружение Красной Армии. Серийное производство новой машины было возложено на завод № 37, который и выпускал его до декабря 1941 года. После чего на сборочном конвейере его заменил лёгкий танк Т-60, машина более мощная и необходимая фронту. За это время в войска было поставлено 722 танка.

экипаж танка Т-40Главными задачами, решать которые были призваны малые танки, являлись разведка и организация связи между частями. Кроме этого они должны были обеспечивать боевое охранение воинских формирований на марше и борьбу с диверсантами.

В связи с этим одно из важнейших требований, которые предъявлялись к этой машине, заключалось в её способности преодолевать без какой-либо предварительной подготовки различные водные преграды. Новый танк на стадии разработки получил заводское обозначение «проект 010» и являлся не просто очередной модернизацией своих предшественников, танков Т-37 и Т-38, а принципиально новой машиной. Главным конструктором нового танка являлся Н.А.Астров.

танк Т-40 производства 1940 годаРазработчики, при создании Т-40, основное внимание уделили созданию водоизмещающего корпуса, форма которого должна была обеспечивать триединую задачу: была максимально приспособлена для движения танка на плаву; обеспечивала максимальную защиту экипажа и позволяла разместить в заброневом объёме всё необходимое оборудование и вооружение. При создании танка всё лучшее от Т-38 было максимально использовано в новой разработке.

танк Т-40 виды спереди и сзадиИндекс Т-40 танк получил после того, как ГАБТУ РККА сняло заведомо невыполнимые требования, первоначально предъявлявшиеся к новой машине. Армия, в свете господствовавших в то время тенденций, требовала создать танк, имеющий массу до 6 тонн, колёсно-гусеничный движитель и дизельный двигатель, мощность которого должна была составлять не менее 150 л.с. Индекс новой машины – Т-39. С огромным трудом коллективу КБ и руководству завода удалось убедить заказчика в невозможности создания подобной боевой машины. Тем более что таких двигателей в Советском Союзе не существовало.  И только в апреле 1938 года заводу были выданы приемлемые тактико-технические требования. Гусеничный движитель и 90-сильный бензиновый двигатель.

Т-40 образца 1940 года. Вид сверхуНовая машина получилась полностью оригинальной, не имевшей прототипа. При полной массе 5500 кг танк получил шестицилиндровый мотор ГАЗ-11, который форсировали до 85 л.с. По сравнению с Т-38 он получил усиленную броню и вооружение, радиостанцию и ещё целый ряд конструктивных улучшений. Одно из них – индивидуальная торсионная подвеска в применении к серийно выпускаемому танку. Большое внимание при создании танка конструкторы уделили эргономике заброневого пространства. В отличии от Т-38 оба члена экипажа (командир и механик-водитель) в новой машине размещались в едином обитаемом отделении. Последний имел рабочее место, размещённое в плоскости симметрии машины и обеспечивающее достаточный обзор.

колонна Т-40 под Ленинградом декабрь 1941Смотровой люк разместили таким образом, чтобы набегающая волна при движении на плаву его не захлёстывала. Изначально было предусмотрено место для установки довольно громоздкой (новой для того времени) радиостанции 71-ТК-3. Гребной винт на новом танке, в отличии от предшественника, располагался в особой гидродинамической нише и был достаточно хорошо защищён от повреждений.

танк Т-40 под Москвой декабрь 1941Т-40 прошёл комплекс испытаний, по результатам которых был признан танком простым, надёжным, дешёвым, но имеющим достаточно скромные показатели подвижности, бронирования и вооружения. Но в дверь стучалась война. Поэтому вопрос стоял так: делать ТАКИЕ танки или не иметь никаких. Поэтому 19.12.39 ГКО СССР своим постановлением за № 443СС принял Т-40 на вооружение РККА.

После начала войны 37-ому заводу поступил приказ о прекращении серийного производства малого плавающего танка Т-40 и переходе на выпуск более мощной машины – танка Т-50. Решение оказалось для завода невыполнимым. Вскоре оно было отменено. А КБ приступило к интенсивным работам над новой, «сухопутной» версией танка, получившей индекс Т-40С. От прототипа он отличался отсутствием элементов конструкции, необходимых для движения танка по воде и радиостанции. Эти упрощения дали возможность усилить бронирование важнейших мест танка до 15 мм.

танковый десант на Т-40Следующим шагом по пути модификации танка стало решение убрать гидродинамическую нишу. Машина получила обозначение Т-30 и являлась переработанной версией Т-40С, получившей усиленную до 20 мм броню. В некоторых документах именно этот танк ошибочно именуется как Т-60. У Т-30 несколько поменялась внутренняя компоновка, а с сентября 1941 года крупнокалиберный пулемёт на танке заменили пушкой ШВАК-Т калибра 20 мм. Работы были продолжены под руководством А.В.Богачёва и получили литерное обозначение проект «060». В рамках данных работ появился «пониженный» вариант корпуса, ставший прототипом серийного танка Т-60.

Данный проект поставил жирную точку на недолгой истории Т-40.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>