Стремление сделать новую грозную технику – танки, появляющиеся в войсках во всё больших количествах, ещё более маневренным и эффективным оружием, подталкивало военных к идее о расширении возможностей этих боевых машин, за счёт обеспечения им технических возможностей действовать не только на суше, на воде и под водой, но и в воздухе.
Обеспечив танку возможность перемещения по воздуху, представители армии могли много кратно повысить его мобильность и боевую мощь. Поэтому неудивительно, что АБТУ РККА неоднократно возвращалось к данному вопросу и внимательнейшим образом анализировало все предложение по данному вопросу.
В настоящей главе вы можете познакомиться с наиболее известными проектами советских конструкторов, реализация которых должна была, по мнению их создателей, научить танки летать.
2.12. Танк Рафаэлянца А.Н.
Разработчик: Рафаэлянц А.Н.
Начало работы над проектом: 1932
Создание опытного экземпляра: в натуральную величину не изготавливался
Судьба проекта: проект был закрыт в связи с решением, принятым К.Е.Ворошиловым о продолжении работ только над вариантом перевозки танка на внешней подвеске тяжёлого бомбардировщика.
Рис.276 Авиаконструктор Рафаэлянц Арам Назарович
Получив информацию о разработках американского конструктора Кристи, представители правительства СССР и высшего командования РККА проявили к ним пристальный интерес и сделали всё для того, чтобы приобрести опытный экземпляр танка М.1932 и документацию на него. В дальнейшем эта машина стала родоначальницей линейки советских танков БТ, венцом которой стал знаменитый Т-34.
Рис. 277 Летающий танк Рафаэлянца (реконструкция)
Однако на проект М.1933 первоначально должного внимания не обратили. Эта машина, по мнению Кристи, могла самостоятельно летать.
Но активная рекламная компания в СМИ США и Европы, с одной стороны, и остро стоящая в условиях СССР проблема быстрой переброски, в случае необходимости, большого количества танков на дальние расстояния, подтолкнули УСС РККА к тому, чтобы выдать ряду советских КБ задание на проработку варианта летающего танка.
Причём указанный вариант должен был быть проработан с четырёх направлений:
- Создание танка-самолёта;
- Создание буксируемого танка-планера;
- Разработка возможности перевозки танка по воздуху на внешней подвеске самолёта;
- Создание варианта плавающего танка, который можно будет десантировать непосредственно на воду.
В сентябре 1932 года соответствующие предварительные требования к новой машине были сформулированы и начались активные работы по всем четырём направлениям.
Работы по созданию «самолетающего танка» параллельно начали две группы. Первую возглавлял Рафаэлянц Арам Назарович, вторую конструкторский дуэт – Самсонов и Добровольский.
Рис.278 Летающий танк Рафаэлянца. (реконструкция)
Работы Рафаэлянца строились на попытке практической реализации возможностей изготовления «самолетающего» танка по аналогии с танком Кристи. Поэтому в качестве экспериментальной машины был выбран танк БТ, являющийся, по сути, практически полной копией танка М.1932.
Рис. 279 Эскиз момент отделения танка БТ от планера.
Работы начались с создания модели и продувки её в аэродинамической трубе. Но изготовлена она была крайне условно. Так гусеницы были выполнены в виде сплошной резиновой ленты (гладкой), катки – с гладкой поверхностью и т.п. Поэтому в результате практически все полученные коэффициента аэродинамического сопротивления изделия изначально имели существенные ошибки в меньшую сторону.
В результате конструкторы получили принципиально неверное заключение о том, что танк сможет полететь, используя для этого только мощность собственного двигателя. О чём и доложили 10.09.32 Ворошилову (письмо № 173943 сс).
Рис.280 Летающий танк Рафаэлянца в полётном положении. Эскиз. Вид сбоку.
Нарком дал разрешение на проведение работ и обеспечение их всем необходимым, включая танки и танкистов.
На основании изучения эскизного проекта, подготовленного Рафаэлянцем, УММ частично изменила ТТТ к летающему танку. 11.10.32 с конструктором был заключён соответствующий договор на проведение работ.
Согласно ТЗ, приложенному к договору, конструкторская группа должна была предоставить общий проект танка. при этом в пакет документов в обязательном порядке должны были входить:
- Полный аэродинамический расчёт танка в сборе;
- Его тяговый расчёт;
- Весовые расчёты;
- Общая компоновка изделия;
- Компоновка в варианте наземного использования;
- Конструкция элементов управления полётом танка;
- Конструкция элементов включения и отключения элементов управления полётом.
Причём в данном случае представители УММ проявили неслыханную до этого покладистость. В договор был включён пункт, разрешавший Рафаэлянцу менять ТУ, если они, по его мнению, будут препятствовать доведению конструкции. а в тех случаях, когда предлагаемые им изменения отвергаются заказчиком, конструктор имел право прекратить работы и получить с заказчика деньги за реально выполненную часть работ.
К 04.12.32 были озвучены конкретные параметры, которым должен был соответствовать летающий танк.
- Тип прототипа – танк Б-Т;
- Боевая масса машины в сборе (с крыльями и т.п.) - 5-6 тонн;
- Боевая масса танка на земле – 3,5-4 тонны;
- Скорость максимальная на колёсах/гусеницах/в воздухе: 70-80/50-60/160 (км/час);
- Высота полёта – до 3000 м;
- Время отключения крыльев и иных приспособлений для летания – до 5 мин;
- Размер посадочной полосы – до 400 м;
- Мощность танкового двигателя М-17 – 650 л.с.;
- Бронирование 8 – 4 мм;
- Вооружение: пулемёт ДТ или 20 мм автоматическая пушка;
- Экипаж – 2 человека;
- Запас топлива для движения по земле – на 150 км, по воздуху – на 250 км.
Вся проектная документация и макет в масштабе 1:5 из дюраля были изготовлены к 15.01.33 г.
Рис.281 Танк Рафаэлянца в полёте (реконструкция)
Но в процессе работы конструкторы столкнулись с тем, что танк начал стремительно «полнеть». Масса возросла до 5176 кг. Входившие в группу авиаконструкторы посчитали, что это сильно перетяжелённая машина и отправили материалы по проекту в НИИ ВВС для проведения детальной оценки.
Получив соответствующее заключение, а также выводы НИИ по танку Кристи комиссия в составе руководителей УММ РККА и представителей КБ Рафаэлянца 24.01.33 определила дальнейшую судьбу проекта.
Выводы были следующие:
- Версия о том, что М.1933 может летать абсолютно не проработана. Отсутствуют какие-либо расчёты и чертежи, кроме утверждений Кристи;
- Появившиеся в мировой СМИ статьи о летающем танке Кристи это исключительно материалы рекламного характера;
- Поручить Халепскому (в то время находился в США) на месте уточнить этот вопрос более детально и доложить. Принимать окончательное решение после поступления данной информации;
- Пригласить Кристи для работы в СССР, учитывая его сложное материальное положение.
Рис.282 Эскиз. Танк Рафаэлянца. Вид сверху и вид спереди.
31.05.33 о ходе работ проинформировали Наркома Ворошилова (по всем трём направлениям, по которым на тот момент имелись какие-либо наработки). Ознакомившись с предоставленное информацией, а также мнением конструкторов о том, что проект технически осуществить можно, но это потребует много времени и расходов, Ворошилов принимает решение, что для РККА легче подвесить танк под бомбовоз, чем копаться с «самолетающим». И в июне 1933 работы Рафаэлянца, а также групп Камова и Самсонова-Добровольского свернули.
Поделитесь с друзьями: