2.13. Летающий танк «Вертолёт» (авиадесантный танк).

Разработчик: Камов Н.И.

Начало работы над проектом: 1932

Изготовление опытного экземпляра: не изготавливался

Судьба проекта: работы над проектом свернули в связи с изменением приоритетов

Вторым направлением, по которому начались активные проработки создания летающего танка РККА, стали работы по проектированию танка-автожира, которые возглавил конструктор Н.И.Камов, работавший в то время в ЦАГИ.

Он считал, что танк БТ использовать в качестве базовой машины при разработке проекта летающего танка нецелесообразно. Его достаточно большая масса требовала наличия взлётно-посадочных полос достаточно большой длины. И если первое ещё можно было выполнить (подготовить взлётную полосу), то сажать танк планировалось на неподготовленную площадку или сразу на поле боя.

Вторым недостатком танка, оснащённого собственным планером (проект Рафаэлянца), Н.И.Камов считал существенные размеры последнего и сложности с его обслуживанием.

Поэтому конструктор предложил использовать в качестве прототипа конструкцию бронированной машины на гусеничном ходу, которая будет иметь толкающий и несущий винты и совсем не будет иметь крыльев. Такое решение могло, по мнению Камова, полностью снять вопрос о взлётно-посадочных полосах и добиться минимального размера будущего танка.

 

Камов Н.И.

Рис.283  Конструктор Камов Н.И.

Конструктор присвоил проекту новой машины наименование «Летающий танк Вертолёт».

Проект танка-автожира разрабатывался конструктором на специально созданном для этого гусеничном шасси, фактически являющемся платформой, имевшей ширину 3500 мм, что позволяло добиться высокой устойчивости изделия при посадке. Гусеницы танка оснащались специальными стойками (масляными подвесками). На платформе

танк Камова

Рис.284 Летающий танк «Вертолёт». Вид сбоку.

монтировался узкий короткий фюзеляж, имевший обтекаемую форму. Пулемёты устанавливались в двух башнях (одна впереди, вторая – над несущим винтом на

Модель копия танка Камова

Рис.285 Модель-копия танка «Вертолёт»

специально спроектированной для этого шаровой кольцевой втулке) и по одному на каждый борт.

Несущий винт – трёхлопастной, имел диаметр 20 м. Планировалось, что его будут изготавливать из хромомолибденовых труб и нержавеющей стали. На время транспортировки лопасти складывались назад.

Сразу за толкающим винтом на корме танка монтировался руль направления, имевший высоту свыше 3,5 метров.

 модель копия танка Камова вид сзади

Рис.286 Модель-копия танка «Вертолёт». Вид сзади.

Полная взлётная масса танка-автожира должна была составлять около 4500 кг. На танк планировалось установить авиационный рядный двигатель М-34 (850 л.с.). В перспективе за счёт работ по его форсированию планировалось увеличить мощность до 1200 л.с.

Расчётная скорость снижения в 5,9 м/сек достигалась при нагрузке 12,7 – 13 кг/кв.м на единицу площади винта несущего. При этом горизонтальная посадочная скорость составляла всего 20 км/час. А величина пробега машины при посадке – 5 м.

Эскиз

Рис.287  Основные проекции летающего танка «Вертолёт». Эскиз.

Ещё несколько любопытных цифр. Расчеты показали, что длина взлётной полосы для такого танка не превысит 50 метров, а скорость для отрыва в 50 км/час явится достаточной (максимальная полётная – до 150 км/час).

Тщательно проработав авиационную составляющую проекта, Камов направил письмо на имя заместителя начальника Воздушных Сил РККА, датированное 28.09.32. В нём он просил выделить ему двух специалистов танкового бюро (конструкторов), 5 человек из числа сотрудников ЦКБ и 10-15 молодых специалистов, а также проконсультировать его по вопросам состояния танкостроения в других странах.

Руководство ЦАГИ и УВВС очень высоко оценили результаты работы Камова над указанным проектом и отметили, что его «Вертолёт» это вполне реализуемый проект. Разногласия с представителями армии возникли только в вопросах. Касающихся вооружения новой машины.

 модель танка Камова

Рис.288  Модель-копия танка «Вертолёт». Вид спереди.

Представители УВВС потребовали оснастить новую машину автоматической пушкой для борьбы с бронетехникой вероятного противника. и предложили разместить орудие вместо верхнего пулемёта. Но в 1932 году в СССР ещё не производили собственных автоматических пушек. А покупка лицензии на изготовление находилась ещё на стадии проработки. Вторым пожеланием было добиться возможности ведения огня из пушки через плоскость винта несущего, для чего необходимо было разработать специальную систему синхронизации.

Эта дискуссия заняла достаточно много времени. За это время взгляды высшего командования РККА существенно поменялись. Появились самолёты большой грузоподъёмности, способные нести танк на внешней подвеске. Поэтому, несмотря на очевидные достоинства проекта Камова, работы по нему свернули в начале 1933 года.

ТТХ танка

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>