2.5. Разведывательная танкетка «пулемётка сопровождения» Т-17 «Лилипут»

Разработчик: ГКБ ОАТ

Начало работы над проектом: 1926 год

Выпуск первого опытного экземпляра: 1929 год

Судьба проекта: Серийно не производилась, так как была закуплена лицензия на изготовление в СССР танкеток Carden-Lloyd

 

Оказавшись, после окончания Гражданской войны в экономической изоляции СССР вынужден был создавать новую боевую технику, исключительно опираясь на собственные возможности.

В середине 1926 года развернулись проектные работы по созданию одноместного разведывательного сверхмалого танка, имеющего возможности выполнения задач охранения, сопровождения и связи, фактически являвшегося танкеткой. Проект получил наименование «Лилипут».

 

Т-17 "Лилипут"

 

Рис.61  Первый образец танкетки Т-17 с металлическими траками. 1929 год

 

Недостаток опыта и ряд сложностей технического характера привели к тому, что работы были временно приостановлены. Продолжились они только после того, как было принято решение использовать при создании новой машины элементы трансмиссии и ходовой части, разработанных для танка Т-16 (танк сопровождения) и разработанный по проекту «Лилипут» клёпаный на каркасе корпус. Новый проект в целом был одобрен и получил обозначение Т-17.

 

 Т-17  2

 

Рис. 62 Первый образец танкетки Т-17. 1929 год.

 

Работы по созданию опытного экземпляра начались через месяц после получения одобрения со стороны заказчика. Но сложности технического характера увеличили срок завершения работ по созданию прототипа до осени 1929 года.

 

Т-17 3

 

Рис. 63  Второй образец танкетки Т-17 с гусеницей типа "Кегресс"

 

Танкетка получила укороченное танковое шасси имевшее (по борту) шесть катков опорных, которые были сблокированы попарно в три тележки, три ролика поддерживающих и расположенное сзади ведущее колесо. Катки опорные имели пружинную амортизацию, размещённую вертикально. Ролики поддерживающие (первый и второй) имели пластинчатые рессоры, третий был жёстко закреплён. Гусеница – резинометаллическая с траками, имеющими ширину траков 200 мм.

В качестве двигателя использовали переработанный Микулиным мотоциклетный двигатель с горизонтально расположенными цилиндрами, который был объединён в единый блок с трансмиссией.  Топливный бак вмещал 47 л бензина.

 

Т-17 4

 

Рис.64 Разведывательная танкетка «Лилипут» (Т-17)с пулемётом ДА. Вариант второй.

 

В конструкции Т-17 постарались учесть опыт, вынесенный из 1-ой мировой и Гражданской войн. Корпус танкетки собирали из катаных броневых листов. В центре находилось место водителя, одновременно выполняющего обязанности наблюдателя и пулемётчика. Сверху предусматривался люк для доступа в танкетку. Для наблюдения за полем боя была предусмотрена только одна щель, имевшаяся в лобовом листе. Для преодоления окопов и рвов танк имел «хвост», за счёт которого его длина увеличивалась с 2,7 м до 3,6 м.

Первоначально планировалось вооружить танкетку пулемётом Фёдорова – Иванова калибра 6,5 мм, который устанавливался в передней части танкетки со смещением вправо от продольной оси машины. Но в ходе работ его поменяли на 7,62 мм пехотный пулемёт ДА.

 

Т-17 5

 

Рис. 65   Танкетка Т-17 с пулемётом Фёдорова-Иванова

 

Рассматривался вариант вооружения танкетки короткоствольной пушкой калибра 37 мм.

В январе 1930 года прототип вышел на полигонные ходовые испытания, продолжавшиеся больше месяца. В ходе испытаний машина продемонстрировала более высокие ходовые характеристики. чем танк Т-16, так как она была существенно легче последнего.

 

Т-17 6

 

Рис.66    Танкетка Т-17 вид сзади.

 

ГКБ, устранив недостатки, выявленные в ходе испытаний Т-17,  в январе 1931 года вновь представило машину доработанном варианте на испытания. В ходе этих испытаний проверяли различные типы гусениц для танкетки (резинометаллическая, резиновая тип «Кегресс», стальная, аналогичная используемой на танке Т-16). Несмотря на замечания, машину оценили как перспективную и заказали изготовление ещё трёх опытных танкеток, одна из которых должна была быть модернизирована для размещения двух членов экипажа.

 

Т-17 7

 

Рис.67   Танкетка Т-17. Вид спереди и вид справа.

 

Двухместная модификация получила обозначение Т-21, но машина не устроила военных, и проект остался только в чертежах.

Заказанные опытные экземпляры так же изготовлены не были, так как к этому времени приоритетными стали проекты Т-25 и адаптированный под возможности советской промышленности вариант британской танкетки Cadren-Loyd Mk.VI.

 

Т-17 8 

 

Рис. 68 Сравнительные размеры Т-17 и Т-23

 

В дальнейшем на базе этих разработок ГКБ ОАТ создало ряд проектов новой военной техники: самоходной пушки батальонной и танкетки Л-IV (Т-21), Т-22 и Т-23.

 

Таблица Т-17

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>