2.6. Маневренный (средний) танк Т-12

Разработчик: КБ ГХПЗ (Харьков)

Начало работы над проектом: 1927 год

Изготовление первого опытного экземпляра: 1930 год

Судьба проекта: Изготовлен единственный экземпляр, послуживший прототипом для создания танка Т-24.

 т-12 1

Рис.69 Маневренный средний танк Т-12. Макет в натуральную величину

Учитывая опыт, полученный при использовании в частях Красной армии трофейной британской и французской техники УММ РККА 20.12.1927 сформулировало техническое задание, которому должен был отвечать новый «маневренный танк», разработку проекта которого доверили КБ ГХПЗ им.Коминтерна.

Т-12 2.

Рис.70 Танк Т-12 на полигонных испытаниях

 

Танковое КБ на этом заводе было создано в октябре 1927 года и соответствующего опыта работ у его сотрудников не было. Поэтому ГКБ ОАТ  обязали оказать сотрудникам КБ всемерную помощь. Фактически все работы столичные инженеры постарались спихнуть на харьковчан

Обязанности распределили следующим образом: Харьков – разработка трансмиссии и ходовой части, Москва – башня и корпус. Но и ту часть работы, которую должны были выполнять сотрудники ГКБ ОАТ, возложили на харьковских инженеров, прибывших в Москву в командировку.

Т-12 3

Рис.71 Танк Т-12 на испытаниях под Харьковом. Июнь 1930.

В качестве прототипа был выбран американский танк Т1Е2, отличительной особенностью которого являлось ярусное размещение вооружения (пушка и несколько пулемётов – в основной башне, плюс пулемёты в малой башне, размещавшейся на крыше основной). Подобное расположение позволяло уплотнить компоновку машины, но делало её эксплуатацию неудобной для членов экипажа и приводило к значительному увеличению высоты танка.

Т-12 4

Рис.72 Макет танка Т-12. Вид на правый бот

 

Компоновку танка можно назвать классической. Отделение управления, за ним – боевое и, в кормовой части машины – моторно-трансмиссионное. Основная башня имела форму девятигранника и была достаточно просторной для того, чтобы разместить в боевом отделении трёх членов экипажа: пулемётчика, заряжающего и командира танка.

Т-12 5

Рис. 73 танк Т-12 с макетом пушки на заводских испытаниях.

 

В лобовом листе основной башни планировалось установить пушку калибра 45 мм, которая создавалась специально для Т-12 (пушка Соколова). На боковых гранях башни слева и справа от орудия устанавливались спаренные пулемёты конструкции Фёдорова – Иванова калибра 6,5 мм. В пулемётной башне, которая могла вращаться независимо от главной, и размещалась на крыше последней со сдвигом к кормовой части танка, устанавливалась спаренная пулемётная установка пехотных пулемётов ДА калибра 7,62 мм.

авиационным двигателем М-6, понизив его мощность до 180 - 200 л.с. Это решение потребовало заново проектировать тормоза и коробку передач. В результате проведённых новаций длина корпуса танка несколько возросла.

Танк имел противопульное бронирование (12 – 22 мм). Основная башня наводилась на цель с использованием привода механического, а пулемётная – при помощи спинного упора.

 

Т-12 6

Рис.74 Т-12 на полигонных испытаниях. Июнь 1930г.

 

Основным недостатком, присущим подобной конструкции, являлось то, что вращение главной башни автоматически сбивало наводку башни пулемётной. Кроме того, вторая башня увеличивала высоту машины почти до 3 метров, что существенно усложняло его маскировку.

Т-12 7

Рис.75 Танк Т-12 на испытаниях.

В качестве силовой установки для танка был выбран модернизированный авиационный 200 сильный двигатель Hispano-9. При этом изначально прорабатывался вариант его замены на 180 сильный отечественный двигатель, который должен был разработать завод «Большевик». Заказ на эту разработку завод получил в феврале 1929 года.

Ходовая часть по борту имела 4 тележки со сдвоенными катками (8 катков), оснащённые вертикальными пружинными амортизаторами, 4 ролика поддерживающих, а также ведущее (заднее) и направляющее (переднее) колёса. Танк имел весьма оригинальный механизм для натяжения гусениц и принципиально новый плавающий ленточный тормоз.

Место механика-водителя размещалось справа от продольной оси танка, что для советских проектов было нетипично.

Ну и, разумеется, хвост в кормовой части, для увеличения ширины преодолеваемых рвов.

Работы над проектом были почти завершены, когда в него были внесены кардинальные изменения. Девятигранную башню заменила башня цилиндрической формы, имевшая больший заброневой объем и прямой лобовой лист. Иностранный двигатель потребовали заменить отечественным. Но разработка заказанного двигателя была на тот момент весьма далека от завершения. Поэтому было принято решение оснастить танк отечественным

Первый опытный экземпляр строился с 13.10.28 по 15.10.29, а потом ещё два месяца дооборудовался.

На испытания машина смогла выйти только в апреле 1930 года. Закончились они через 33 минуты после начала в связи с серьёзными неполадками в ходовой части.

Т-12 8

Рис.76 Чертежи общего вида танка Т-12

Повторные испытания проходили в период с 28.04 по 02.05.1930 года в присутствии Наркомвоенмора (Министра Обороны) Ворошилова К.Е., начальников УММ, Технического управления УММ и представителей ГХПЗ. Ходовые испытания на этот раз прошли весьма успешно. Танк на грунте двигался со скоростью около 26 км/час, развивая в отдельных случаях до 30 км/час, преодолевал подъёмы в 36 градусов и на песчаных грунтах преодолел окоп шириной 2 метра.

Т-12 9

Рис. 77 Т-12 на испытаниях под Харьковом. Июнь 1930.

 

Огневые испытания проводились по сокращённой программе, так как штатный отечественный пулемёт ДТ ещё не был принят в производство, и на испытаниях Т-12 был представлен с пулемётом Кольта. Испытания показали неплохие результаты при стрельбе. Попадания составили около 60%. Орудие на момент проведения испытаний ещё не было изготовлено. Поэтому стрельбы из него не проводились. Пушку установили только 12.07.30.

Экспериментальный обстрел танка показал, что его броневая защита полностью отвечает требованиям, сформулированным в ТЗ.

Вместе с тем было выявлено достаточно много недоработок, касающихся двигательной установки, ГМТ, шасси. Но, не смотря на это, комиссия посчитала возможным рекомендовать танк к принятию на вооружение, при условии устранения выявленных недостатков.

Конструкторы харьковского КБ кардинально переработали машину для повторных испытаний. В результате получилась не модернизация, а практически новый танк – Т-24, который и был направлен для продолжения испытаний совместно с Т-12 в июле 1930 года.

По результатам испытаний танк Т-12 был оценен в основном положительно. Но в серийное производство была запущена его переработанная версия , Т-24, более дешёвая в производстве, имевшая больший запас хода и гораздо меньшее количество конструктивных недостатков.

 

 Т-12 10

Рис. 78  Танки Т-12 в разрезе.

таблица

     

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>