1.4. «Вездеход» и «Вездеход 2» А.А.Пороховщикова

Разработчик: А.А.Пороховщиков

Начало работы над проектом: январь 1915 г.

Изготовление опытного экземпляра: июнь 1915 г.

Судьба проекта: Проект реализован не был, в следствие того, что параметры машины не соответствовали требованиям заказчика

 Вездеход_1

«Вездеход» это машина удивительная. Первые упоминания об этом проекте относятся к августу 1914 года. Начавшаяся Первая Мировая война заставила Россию существенное внимание уделить обеспечению войск техникой, как для обеспечения действующей армии всем необходимым, так и для непосредственного участия в боевых действиях. Было широко развёрнуто проектирование бронеавтомобилей с пулемётным и пушечным вооружением.

 Вездеход на испытаниях

Рис. 36 «Вездеход» Пороховщикова на испытаниях.

Именно в это время от штабс-капитана Пороховщикова А.А. в адрес Особого комитета по усилению флота поступает достаточно радикальное предложение, направленное на оснащение армии так необходимыми ей бронированными машинами принципиально новой конструкции.

9 января 1915 года Пороховщиков представляет генералу Данилову (начальнику снабжения Северо-Западного фронта) пакет необходимой проектной документации и смету на постройку боевой машины, которую конструктор назвал «Вездеходом».

вездеход 2Стоимость работ и заявленные технические характеристики новой боевой машины полностью устроили высшее военное руководство. Конструктор утверждал, что она будет плавать и иметь проходимость, существенно превышающую ту, которую имели обычные автомобили.

13.01.1915 особым докладом №  8101 были оговорены характеристики, которым должна была соответствовать новая машина, выделено место для проведения работ (Рига, авторемонтная мастерская) и необходимое количество персонала.

Фото Пороховщикова

 Рис. 37 Александр Александрович Пороховщиков

 

Согласно проектной документации корпус «Вездехода» выглядел достаточно необычно. Несущий сварной каркас устанавливался на одну гусеницу, достаточно широкую, которую планировалось изготавливать из прорезиненной ткани. Гусеница натягивалась на четыре барабана, первый из которых существенно возвышался над опорной поверхностью. Сверху гусеницу прижимал пятый барабан. Ведущим был барабан задний. Карбюраторный 10-ти сильный двигатель передавал на него вращение через КПП и карданный вал. По расчётам Пороховщикова получалось, что новая машина будет иметь удельное давление на грунт, не превышающее 0,05 кг/кв.см. Справа и слева от гусеницы было предусмотрено обустройство колонок с колёсами, управлять которыми водитель имел возможность с помощью специального штурвала.  Так планировалось осуществлять повороты машины.

вездеход 3

Рис. 38 Проектное изображение «Вездехода 2» с трёхъярусной башней, единственное дошедшее до нашего времени

 каноническое изображение вездехода Пороховщикова

Рис. 39 Каноничное послевоенное изображение "Вездехода" - можно сравнить с фотографией и самостоятельно заметить отличия

Для обеспечения оптимального движения по воде корпусу «Вездехода» была придана обтекаемая форма. Планировалось сделать его герметичным. Ниши воздухозаборника находились в передней части корпуса.

вездеход вид сзадиБронирование вездехода для своего времени было инновационным, многослойным. Оно состояло из 3 слоёв: внешний - 2 мм стальной лист цементированный, прокладка амортизирующая из водорослей и волос, второй стальной лист. Общая толщина бронирования составляла 8 мм. При обстреле с расстояния пятидесяти метров броня полностью защищала от пуль, выпущенных из пулемёта и винтовки.

Для справки. Танки с разнесённым бронированием появились в ведущих танко производящих государствах мира только в шестидесятых годах века ХХ.

Пороховщиков предложил любопытное решение для конструкции ходовой части своей машины. Задний барабан и колёса использовались для перемещения «Вездехода» по хорошим дорогам.

 вездеход 5

Рис. 40 Модель-копия «Вездеход» А.А.Пороховщикова

На рыхлых грунтах машина «ложилась» на имевшуюся гусеницу и двигалась на ней. Испытания показали глобальный просчёт автора с выбором способа движения. Относительно простой по конструкции двигатель позволял машине ехать только прямо. Так как попытка повернуть провалившиеся в грунт колёса приводила к их поломке.  Но об этом узнали потом. А пока уже к июню 1915 года первый опытный экземпляр был изготовлен.

вездеход 6

Рис. 41 Модель-копия «Вездехода» с фигуркой танкиста

Правда «изготовлен» можно сказать с большой натяжкой. Фактически это было опытное шасси с деревянным макетом корпуса и догрузкой до требуемой массы мешками с балластом. Бронекорпус собирали параллельно с ходовой.

20.07.15 состоялась официальная демонстрация «Вездехода» , которая с треском провалилась. Гусеница постоянно слетала с барабанов (не помогли и кольцевые желоба с направляющими) или проскальзывала на них. Размещение водителя и командира «в ряд» мешали последнему вести круговой огонь из пулемёта. Очень маленький заброневой объём башни не позволял разместить там боезапас и пулемёт «Максим» вместе с членами экипажа.

вездеход 7В качестве единственного плюса конструкции отметили её высокую скорость по твёрдому грунту, около 43 км/час.

Все попытки Пороховщикова довести характеристики «Вездехода», до указанных в докладе № 8101, успехом не увенчались. Поэтому в декабре 1916 года работы над проектом свернули. Конструктор утверждал, что все недостатки «первого русского танка» явились причинами отхода при изготовлении опытного экземпляра от его проекта.

 Вездеход разрез

  

Рис.42 Разрез «Вездехода»

Проект закрыт. Но появившаяся в ноябре 1916 года информация о результатах использования в боях британских танков активизировала интерес Генерального Штаба к новым образцам военной техники и возможности получить на вооружение российской армии хотя бы одну модель полноценного танка. Переговоры с англичанами закончились безрезультатно. Франция на сотрудничество согласилась.

На этом фоне предложение Пороховщикова – новый «Вездеход № 2» (Вездеход 16, по другим источникам), оказалось очень кстати.

Тактико – технические характеристики экспериментальной гусеничной машины «Вездеход»

Боевая масса (кг) 3500 – 4000
Экипаж (чел) 2
Длина / ширина / высота  (мм) 3600 / 2000 /1500 (без башни)
Вооружение 2 пулемёта «Максим» калибра 7,62 мм
Боекомплект (шт) 8000 – 10000
Приборы прицеливания Прицел пулемётный оптический
Бронирование (мм) 8
Двигатель ( марка / мощность) л.с. «Вольт», карбюраторный, 2-х цилиндровый / 10
Трансмиссия Механическая
Ходовая часть Одногусеничная с одним прижимным, одним натяжным и тремя опорными барабанами
Скорость по твёрдой дороге (км/час) До 43

«Вездеход – 2»

 

В Броневое отделение авточасти ВТУ 17.01.1917 года Пороховщиков подаёт свой новый проект, с приложением к нему масштабной модели будущей боевой машины. В отличии от «Вездехода» первой модели это был действительно танк, имеющий все соответствующие «видовые признаки», с колёсно-гусеничным ходом. Его ходовая часть была проработана более детально. На ось ведущего барабана (заднего) жёстко  были посажены автомобильные колёса, диаметр которых превышал диаметр барабанов. Передняя пара колёс (управляемые, поворотные), была посажена ось барабана с порядковым номером 2.

Вездеход-2 По твёрдым поверхностям «Вездеход – 2» двигался на колёсах, как автомобиль. При этом гусеницы проматывались в холостую.  На рыхлых грунтах колёса увязали в грунте и «Вездеход 2» садился на гусеницу и начинал двигаться на ней. Повороты планировалось осуществлять, используя для этих целей первую пару колёс (переднюю).

Кроме этого в новом проекте появилась «броневая рубка», которая состояла из трёх поясов, независимо вращающихся. В каждом планировалась установка пулемёта «Максим». Четвёртый «Максим» устанавливался рядом с местом водителя в лобовом листе корпуса. Бронирование осталось без изменений – 8 мм.

Проект был рассмотрен только 20.09.1917. в нём специалисты выявили достаточно большое количество конструктивных недостатков. Основными из них были названы следующие: движение по рыхлой почве автомобиль совершать не может, вследствие несовершенства конструкции, а по твёрдому покрытию уступает по своим характеристикам имеющимся автомобилям.

Вывод. «Вездеход» конструктора Пороховщикова в его настоящем виде внимания не заслуживает.

Пороховщиков рядом с ВездеходомВ некоторых изданиях появилась и такая версия «Вездехода» Пороховщикова. Однако никакой достоверной информации о том, что подобная машина существовала, не имеется, и ни один из признанных авторитетов в области истории танкостроения никогда не упоминал о подобном проекте в своих работах. Поэтому данные фотографии можно рассматривать как один из гипотетических вариантов возможного развития проекта «Вездеход»

 вездеход 10

Рис. 44  Возможный внешний вид и компоновка доработанного «Вездехода» Пороховщикова по мнению ряда авторов работ об истории отечественного танкостроения

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>