Основой, на базе которой создавался этот танк, стал Т-44. В ноябре 1944 года к наркому танковой промышленности, В.А. Малышеву, обратился А.А. Морозов, с предложением о создании новой модели танка. Идея была одобрена. Реальные работы по её проектированию были завершены в декабре 1944 года. Первый опытный образец изготовили ориентировочно в январе-феврале 1945 года.
Танк был представлен руководству страны, после чего, в марте-апреле 1945 был направлен на полигонные испытания в Кубинку. Испытания показали, что новый танк может быть рекомендован для принятия на вооружение (при обязательном устранении выявленных недостатков). Образец получил индекс Т-54.
От серийно производившегося Т-44 машина отличалась новой башней, вооружением, двигателем, отдельными узлами и элементами ходовой части и корпуса.
Комплект рабочей документации для серийного производства Т-54 закончили разрабатывать в сентябре 1946 года в КБ 183 завода имени Сталина (непосредственно проектом занимались сотрудники 520 отдела). Общее руководство осуществлял А.А. Морозов.
В процессе работы в полном объёме были учтены результаты, полученные в процессе межведомственных испытаний опытных моделей третьего образца (июль-август 1946) на полигоне завода.
К серийному производству Т-54 предприятие перешло во исполнение постановления Совмина СССР от 29.04.46 за № 960-402. В процессе подготовки к серийному выпуску завод изготовил ещё две машины:
- первую, в сентябре 1946 (аналог образца №3), в котором поменяли трансмиссию и ходовую часть.
Этот танк с 18.09 по 28.10 прошёл испытания пробегом (2000 км).
- Вторую, получившую новую башню и корпус (образец №4) выпустили в феврале 1947.
Машина предназначалась для проведения межгосударственных испытаний (прошли в Н. Тагиле в период 01-12 сентября 1947 г.
На апрель 1947 назначили итоговые контрольные испытания, для которых использовали две первые модели головной серии (5 и 6 образец), в конструкции которых были устранены все, ранее выявленные замечания.
По результатам испытаний, проведённых в Нижнем Тагиле (24.04.47 – 27.05.47) 183 завод получил добро на организацию серийного производства, к которому приступил в июле 1947. После начала серийного выпуска танк получил условное обозначение «объект 137».
Начиная с 1948 года, к его выпуску подключили ещё два завода: омский (№174) и харьковский (№75).
Серийный выпуск Т-54 продолжался до мая 1955 года. За это время машину дважды, в 49 и 51 году, был подвергнут значительной модернизации, с сохранением марки.
Последующие работы возглавил А.В. Колесников (ИО Главного конструктора), позднее, Л.Н. Карцев, ставший Главным конструктором завода 183 в середине марта 1953 года.
Машины производились тремя сериями:
- первая, танки образца 1947, изготавливалась в 1947/48 годах;
- вторая, образца 1949, производилась в 1949/51;
- третья, образца 1951, выпускалась в 1951-1955 годах.
Любопытный факт. Т-54 официально был принят на вооружение только в 1950 (приказ 112, изданный МО СССР 12.06.50).
Общий объём машин всех трёх образцов за годы производства, составил 10245 машин.
Основные характеристики танка:
- боевая масса – 36т;
- оружие основное – пушка калибра 100 мм, дополнительное – три пулемёта калибра 7,62, один – 12,7 (зенитный);
- бронирование – противоснарядное;
- мощность двигателя – 520 л.с. (382 кВт);
- максимальная скорость по шоссе – 48 км/час;
- экипаж – 4 человека.