Танковое трио. Часть 3

Продолжаем рассматривать появление в Советской Армии основного боевого танка.

Начать следует в хронологической последовательности, с появления танка Т-64. История его создания и принятия на вооружение весьма терниста и неоднозначна.

Т-64 2

Т-64 Вид сбоку

К концу года 1961 завершилась работа над проектом и прошла успешная защита изделия, проходившего под обозначением «объект 432» (он представлял собой кардинально переработанный вариант объекта 430).

В сентябре 62-го были изготовлены первые опытные экземпляры новой машины. В октябре этого же года новый танк представили руководителям СССР и МО на подмосковном полигоне в Кубинке. По сравнению со всеми имевшимися, на тот момент, аналогами, новая машина имела ряд существенных отличий, которые были восприняты военными далеко не однозначно. Однако было принято решение о продолжении работ над машиной.

Т-64 3

Т-64 Вид спереди

Визуально танк смотрелся весьма привлекательно. Кто-то из членов комиссии даже сравнил его с «изысканно одетой дамой». Объяснялось это подходом Главного конструктора Морозова. По одной из легенд, бродящих в среде танкостроителей, при визировании готовых чертежей новой машины, он лично срезал карандашом выступающие торцевые части первых топливных баков, монтируемых на надгусеничных полках, объяснив это решение тем, что: «… в танке всё должно быть красиво».

Т-64 4

Т-64 Вид сверху

На заводе Малышева для государственных испытаний изготовили первую партию танков. Они были по-настоящему новыми практически во всём. Это привело к тому, что уже на стадии заводских испытаний было выявлено значительное количество недоработок и дефектов (в двигателе и его системах, в ходовой части и механизме заряжания). В результате ряд позиций ТТТ остались не выполненными.

КБ активно провёл работы по устранению выявленных недостатков и, в 63 году, танк был вновь представлен госкомиссии. Но выполненных мероприятий оказалось недостаточно. Машина оставалась очень сырой, поэтому ТТТ вновь выполнить в полном объёме не удалось. Танк не смог пройти полный цикл испытаний, и не был принят на вооруже6ние.

Т-64 9

Т-64

Однако, по причинам, мне не совсем понятным, принимается решение о начале его серийного производства уже в 1964 году (по документации Главного Конструктора). Машины с конвейера направлялись в войска, где проходили «ускоренную» эксплуатацию, в процессе которой выявлялись дефекты и проводилось их оперативное устранение силами инженеров КБ.

В подобном режиме машина обкатывалась до октября 1966 года, затем её представили на повторные испытания. В этот раз машина их успешно прошла и в декабре 1966 официально принята на вооружение под индексом Т-64.

Т-64 7

Т-64

Здесь обязательно следует сделать следующую ремарку. Производство танка началось вопреки резким возражениям со стороны военных. Естественно, что в подобной ситуации, ожидать, что они станут сторонниками данного танка, не приходилось.

Военные всемерно противились внедрению в армию принципиально нового танка, ибо это требовало существенных изменений в организационном и техническом обеспечении танковых войск.

В 1964-67 годах была выполнена глубокая модернизация Т-64. Он получил новую гладкоствольную пушку калибра 115 мм (Д-68). Прошли доработки многих танковых систем.

В мае 1968 года танк успешно прошёл войсковые испытания уже с новой гладкоствольной пушкой калибра 125 мм (2А26) и, начиная с 1969 года, стала официально производиться в новой комплектации. Замена пушки потребовала проведения ряда серьёзных доработок конструкции. В результате, новая машина получила (после их завершения в 1973 году) новое обозначение, Т-64А.

Т64А- первый опытный экземпляр

 

Т-64А

Фактически в войска стал поступать танк нового поколения, имевший весьма существенные отличия ото всех своих предшественников.

Но, как весьма часто случалось в истории нашего государства, он сильно опередил своё время. А любое нововведение требует времени для его доводки.

В интернете и специальной литературе плюсы и минусы этого танка детально рассмотрены в различных аспектах (более подробно я остановлюсь на них в материале, который будет посвящён истории создания Т-64).

Весьма любопытны, на мой взгляд, заметки офицера-танкиста, позиционирующего себя, как Александр «Антипов»(так у автора), https://topwar.ru/9310-sravnenie-tankov-t-64-t-80-i-t-72-iz-lichnogo-opyta.html, и шлейф их обсуждений.

предыдущая часть                                                                      следующая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>