Танковое трио. Часть 2

В результате, каждая из этих школ, предложила своё видение ОБТ (Т-80, Т-64 и Т-72). Конечно сейчас можно задаваться риторическим вопросом, насколько экономически целесообразным было содержание сразу трёх полноценных танковых КБ, в которых работали практически над идентичными боевыми машинами.

Смысл, скорее всего, был. Так как появились они в результате развития танкостроения в СССР. Безусловно, это приводило к определённым издержкам и, не всегда обоснованным, расходам. Но именно данное трио позволило создать в Союзе уникальные образцы бронетехники (советские наработки активно используются и в современной России, причём реализовано в реальных танках далеко не всё).

Каждая школа отстаивала собственную концепцию ОБТ, стремилась создать лучшую машину, которая, по своим боевым возможностям, превосходила бы аналогичные работы конкурентов.

УВЗ

УВЗ (пятидесятые годы. Пунктиром выделено танковое производство)

В России сегодня безраздельной монополией обладает единственное оставшееся КБ, Нижнетагильское, что, далеко не лучшим образом сказывается на развитии танковой отрасли и современных разработках (достаточно упомянуть возражения целого ряда специалистов против вооружения Т-14 пушкой калибра 125 мм, при существующей и полностью отработанной системе калибра 152 мм).

Сегодня представители уральского КБ заявляют о том, что они согласны с этими предложениями, и готовы создать машину с орудием данного калибра. Однако упущено время, затрачены колоссальные средства. И, что самое важное, подтвердилось мнение оппонентов конструкторов УВЗ о том, что пушку такого калибра НЕВОЗМОЖНО установить на имеющееся шасси АРМАТЫ. Требуется создание принципиально нового.

В результате имеем то, что имеем. Танк есть, но его нет.

Закрытие ВНИИТрансмаша также негативно сказалось на качестве создания перспективной бронетехники в России (Если помните, этот институт имел негласное наименование «противотанкового»). Именно данный ВНИИ выступал в роли независимого арбитра между Питером, Харьковом и Тагилом. А конкуренция между ними стимулировала конструкторскую мысль в каждом из этих центров.

Т-64 с двигателем в 980 л,с Полигон ВНИИТрансмаша

Т-64 с двигателем в 980 л,с Полигон ВНИИТрансмаша

Хочется отметить, что все оборонные предприятия были СОВЕТСКИМИ. И речи не шло об «украинском» или «русском» танкостроении, а о работе конструкторов Советского Союза. Очень хочется, чтобы молодые люди, интересующиеся историей танкостроения, это поняли и запомнили!

По многим причинам объективного и субъективного характера ХКБМ не в состоянии разрабатывать по-настоящему перспективные танки (ярчайшим подтверждением этого является его последнее детище, «Оплот»). Но недооценивать вклад харьковчан в общее дело, категорически неверно.

Практически любой новый советский танк рождался не по приказу сверху, а выходил из инициативных разработок конструкторов конкретных КБ.  Именно так появился Т-34. Точно так же создавался и Т-64.

Морозов Александр Александрович

Морозов Александр Александрович

В подобных разработках личность главного конструктора являлась доминантой, определявший образ будущего танка (будь то Морозов, выросший до Генерального в харьковском КБ, или Кошкин, пришедший в него из Ленинграда).

Кошкин Михаил Ильич

 

Кошкин Михаил Ильич

Из этого вытекает посыл о возможности создания Т-64 на Урале, если бы Морозов не вернулся в Харьков с группой ведущих конструкторов. Эти люди являлись прекрасными организаторами, способными формировать сплочённые коллективы единомышленников, и нацеливать их на создание шедевров конструкторской мысли.

Следует понимать, что новый танк создаёт не только КБ, под руководством Главного конструктора. В работе над новой машиной одновременно участвуют десятки иных КБ, НИИ и предприятий различного профиля. Без их участия создать танк невозможно.

Двигатели и вооружение, броня и боеприпасы, электроника и прицельные комплексы – всё это создаётся в узкоспециализированных организациях.

Роль головного КБ заключалась в том, чтобы увязать всё это в единое целое, и обеспечить выполнение характеристик, заложенных в ТТТ.

Середина пятидесятых характеризуется свёртыванием всех работ по тяжёлым, лёгким и средним танкам. Доминантой становится концепция единого танка, который в дальнейшем станут именовать основным боевым танком (ОБТ).

Армия разработала примерные требования на такую боевую машину, и поручила её разработку харьковчанам.

На вопрос, почему именно им, ответ достаточно прост.

Кировский машиностроительный

Кировский машиеностроительный завод (конец шестидесятых)

  1. КБ в Ленинграде специализировалось на тяжёлых танках. Новая машина просто не соответствовала по своим параметрам профилю предприятия.
  2. Морозов начал работы над этим танком ещё на Урале. После возвращения (в 1951) в Харьков, они были продолжены (объект 430).
  3. В Тагиле начатые работы продолжались (также в инициативном порядке) под руководством Карцева, ставшего Главным конструктором после отъезда Морозова (объект 140).

Карцев Леонид Николаевич

Карцев Леонид Николаевич

Тагильчане и харьковчане разработали технические и эскизные проекты, которые поступили на рассмотрение в Совмин и ЦК КПСС. В июне 1955 года, по результатам их изучения, были детализированы ТТТ на перспективный танк, заводам была поставлена задача создать опытную модель в металле. В 1958 году в подмосковной Кубинке прошли сравнительные испытания.

Их успешно прошёл объект 430, а его визави, объект 140 выдержать испытания не смог. В результате работы по объекту 140 были полностью закрыты. И перед УВЗ поставили задачу сосредоточиться на совершенствовании производимых заводом, в то время, Т-55 и Т-62.

Однако, объект 430 также не пошёл в серию. Причина заключалась в том, что его ТТХ отличались от аналогичных параметров Т-54 весьма незначительно.

Харьковчане, в инициативном порядке, кардинально перерабатывают проект. Танк получает новейшую пушку калибра 115 мм, рассчитанную на использование выстрелов раздельного заряжания.

Переработанный проект вновь предоставляется приёмной комиссии. В этот раз, решение было положительным. В феврале 1961 года ЦК КПСС, совместно с Совмином, принимает постановление о начале разработки нового танка, полной массой в 34 тонны, с пушкой калибра 115 мм, механизмом заряжания и тремя членами экипажа. Новый работы обозначили «объект 432». Именно под этим индексом ХКБМ приступил к разработке танка Т-64.

Т-64

Т-64

Для своего времени его конструкцию можно было назвать революционной, что позволило данной машине стать родоначальником нового поколения советских танков.

В машине было реализовано много новых технических решений, принципиальными, из которых, являлись:

  • автомат заряжания;
  • экипаж, сократившийся до 3 человек;
  • новая ходовая часть;
  • двигатель, ранее не применявшийся.

Эти новации стали проблемами машины (в первую очередь, данное утверждение справедливо для двигателя), которые и привели к созданию Т-72 и Т-80.

В целях сокращения массы и внутреннего объёма танка Морозов использовал новый двигатель, разработанный специально под Т-64 (двухтактный оппозитный дизель 5ТДФ, цилиндры, в котором, размещались горизонтально.

Это обеспечило существенное снижение высоты моторно-трансмиссионного отсека (с эжекционной системой охлаждения). Работы над подобным двигателем были инициированы ещё в 1946 году. за основу, при этом, был взят немецкий авиадвигатель, Junkers Jumo 205.

При попытке его серийного производства на предприятии-разработчике возникли серьёзные проблемы (Для справки. Японцы и англичане также пытались наладить выпуск этого двигателя, но не смогли решить возникших проблем технического характера).

 

Но решение было принято и одобрено. Работы поручили известному специалисту по двигателям для самолётов, Чаромскому.

В 1955 году на заводе Малышева создаётся спец. КБ по производству дизелей, главным конструктором которого назначается Чаромский. В дальнейшем строится специальный завод по их производству.

Начало                                                                                                      Продолжение

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>