Часть I. История создания
Советский тяжёлый танк Т-100, который в отдельных изданиях именуется просто «100» (сотка), представлял собой двухбашенный танк, разработка которого началась в конце тридцатых годов века ХХ. Это один из последних проектов советских танков, имеющий более одной башни.
Реальные работы над этой машиной начались после того, как высшее партийное и государственное руководство, совместно с представителями армии проанализировали боевой опыт, полученный в ходе применения танков в Испании. Я уже писал о том, что в апреле года 1938 состоялось заседание ГВС, которое было посвящено вопросам комплектования РККА новыми образцами вооружения и военной техники, которую ещё предстояло предварительно создать.
В ходе обсуждения указанного вопроса представители высшего армейского командования вновь подняли вопрос о том, что войскам необходим новый тяжёлый танк, обладающий мощным вооружением и противоснарядным бронированием, главной задачей которого будет являться прорыв заранее подготовленной и глубоко эшелонированной линии обороны противника и уничтожение долговременных огневых сооружений. На период разработки такой машины и налаживания её серийного производства военными предлагалось использовать имеющиеся танки Т-35, предварительно проведя их глубокую модернизацию.
Несмотря на то, что ведущие конструкторы танков настаивали на том, что подобные схемы являются малоперспективными, РККА вновь потребовала многобашенный тяжёлый танк. В сформулированных ТТТ к новой машине от конструкторов потребовали создать некий аналог Т-35, с числом башен от 3 до 5 и усиленным до 6-7 см бронированием. Но при этом налагалось жёсткое ограничение по массе. Новый танк не должен был весить более 55 тонн, что изначально делало поставленную задачу невыполнимой.
Несмотря на это, КБ трёх заводов, после получения указанных ТТТ, приступили к разработке перспективного тяжёлого танка РККА. Работы начались на:
- в Ленинграде (Кировский завод /СКБ 2/, опытный завод им С.М.Кирова /№ 185/);
- в Харькове – ХПЗ им. Коминтерна (№ 183).
Все три КБ, как этого требовал заказчик, приняли за основу Т-35. Проектные работы должны были в результате повысить огневую мощь нового танка, его броневую защиту, проходимость и подвижность. Все три КБ остановились на трёхбашенных вариантах будущей машины.
Уже к августу этого же года на рассмотрение ГМК (макетной комиссии) оба ленинградских завода представили макеты тяжёлых танков и их чертежи. Оба танка в первом приближении отвечали требованиям, изложенным в ТТТ. Кировский завод представил танк СМК, а Опытный - «Изделие 100», которое позднее переименовали в Т-100. ХПЗ так и не продвинулся дальше стадии эскизного проектирования. Причинами этого явилась чрезвычайная загруженность КБ работами над проектами новых средних танков и модернизацией (ремонтом) танков Т-35.
Проекты устроили представителей АВТУ. В результате постановлением СНК от 07.08.38 за № 198 сс была поставлена задача: изготовить и представить на испытание обе машины (СМК и Т-100) в срок до 01.05.39.
В данной статье речь пойдёт только о танке Т-100.
Разработка проекта тяжёлого танка прорыва (ТТП) Т-100 в КБ Опытного завода началась в июле 1938 года. Руководил работами С.А.Гинзбург. К выполнению основных проектных работ он привлёк достаточно сильный коллектив разработчиков, в число которых входили Москвин Г.Н., Крученых Г.В., Бушнев И.С., Троянов Л.С., Палей Э.Ш. Последний был назначен ведущим инженером проекта.
На начальной стадии проектирования, во исполнение условий ТТТ, новый танк оснащался тремя литыми коническими башнями, установленными в один ряд вдоль продольной оси танка. В них размещалось вооружение: пушка Л 10 калибра 76 мм в главной башне и две пушки 20К образца 1934 года (45 мм) в малых башнях. Все три пушки были спарены с пулемётами ДТ. Однако в дальнейшем, чтобы вписаться в требования по массе, одну малую баню упразднили и все дальнейшие работы велись по двухбашенному варианту.
В процессе создания первого экземпляра опытного танка стало понятно, что кировцы самостоятельно поставленную задачу выполнить не успеют. Поэтому работы по сборке танка, а также по изготовлению основных агрегатов и узлов для него велись на заводе № 185. Броню поставлял Ижорский завод. Агрегаты для сборки трансмиссии – завод № 183. Первый пробный выезд шасси без установленных на нём башен и части внутреннего оборудования провели уже 02.07.39. Задержка по срокам произошла из-за срыва сроков поставок ХПЗ, который в это время все усилия сосредоточил на своевременном изготовлении своего опытного танка А-32. Поэтому сборку танка смогли завершить только к 31.07.39. Первый опытный экземпляр Т-100 с заводским № 350610 комиссия приняла и направила на полигонные испытания, совместив последние с заводскими.
Испытания начались с 01.08.39. Согласно программе, которую утвердило АВТУ РККА, закончиться они должны были 03.01.40. Но выполнить программу испытаний до конца не успели, так как машину в ноябре 1939 с испытаний сняли и отправили на «специальные испытания», пройти которые Т-100 пришлось на Карельском перешейке. Машина была включена в состав специального танкового подразделения (отдельную роту тяжёлых танков) вместе с несколькими другими экспериментальными машинами и должна была пройти проверку в реальной боевой обстановке. Данную роту придали девяностому танковому батальону двадцатой тяжёлой танковой бригады.
После первого же боя, состоявшегося 19.12.39, Т-100, у которого в данном бою заглох двигатель, был направлен в тыл для его ремонта. (правды ради необходимо отметить, что механик-водитель в боевых условиях смог устранить неисправность и танк из боя не вышел). В действующую армию танк вновь поступил 18.02.40 и участвовал в боевых действиях до конца компании.
По её завершению танк вернули на завод, где провели замену двигателя и небольшой, в основном косметический, ремонт. Летом 1940 года Т-100 отправлен в Кубинку на хранение (распоряжение Э-4/0616 от 0208.40).
После начала Великой Отечественной танк эвакуировали в Казань, оттуда – в Челябинск. Там он поступил в распоряжение опытного завода № 100. После чего его дальнейшая судьба неизвестна.
Поделитесь с друзьями: