Объекты А-20 и А-32. Так что же нужно РККА?

Часть III

Получив, наконец, ТТХ новой машины, утверждённые АБТУ РККА, конструкторы приступили к решению поставленной задачи. Работа над созданием проекта и макета нового танка БТ-20 была завершена в кратчайшие сроки. В сентябре 1938 и первое, и второе уже рассматривалось комиссией заказчика.

 

Результаты работы комиссии были изложены в протоколе за № С05562, который датирован 06.09.38. Проект нового танка был в целом утверждён, но с рядом предложений и изменений.
танк А-20 на полигонных испытаниях

Например:

  • изготовить один колесно-гусеничный танк, вооружённый 45-мм пушкой, и два гусеничных танка с пушками калибра76,2 мм;
  • боевой вес нового танка должен быть не более 16,5 т и т.п.

Как вытекает из материалов указанного документа, в металле БТ-20 решено было не изготавливать. Вместо этого завод № 183 к октябрю 1938 года предъявил Главному военному совету макеты и чертежи двух новых машин, колёсно-гусеничной и гусеничной. Предложенные варианты единого танка были рассмотрены на заседаниях 09 и 10.12.38.

А-20 на полигоне под ХарьковомПродолжая работы, КБ – 24, к 15.01.39 разработал комплект рабочих чертежей башни и корпуса опытного танка А-20 и приступил к разработке танка с чисто гусеничным движителем, которому первоначально было присвоено обозначение А-20Г. Позднее его заменили на А-32.

Вопрос был настолько актуален, что уже 27.02.39 ход работ по созданию нового танка выносится на заседание КО (комитета обороны). Рассматриваются оба варианта. И вновь большинство членов Комитета высказывается в пользу А-20, по причине его «большей оперативной подвижности».

Достаточно парадоксальная ситуация. (Всё, в этом мире,  движется по спирали. Достаточно, в наши дни,  вспомнить о БМД-4 или БМПТ). Ведь уже несколько раз: 25.03.38, 09.05.38, 09.09.38 решение о создании танка с ЧИСТО ГУСЕНИЧНЫМ движителем уже принималось на самом высоком уровне. Что же изменилось?

танк БТ-7А (БТ-ИС)В 90-х годах века ХХ подавляющее большинство журналистов ответило бы на этот вопрос однозначно – данное решение объясняется полнейшей некомпетентностью высшего командного состава РККА и политическими интригами». В настоящее время, слава Богу, в нашей стране люди вновь научились думать и докапываться до истины.

Изучение архивов показывает, что главной причиной подобного решения являлась, как раз отличная осведомлённость о реальном состоянии дел в машиностроении в целом и на 183 заводе, в частности.

Я.Свирский, например, прямо заявлял, что сомневается в возможностях завода уложиться с завершением работ по созданию А-32 в установленные сроки (до 01.07.39 должны были быть представлены опытные образцы), так как, по состоянию на 15.02.39, не был закончен даже проект новой машины. Поэтому, поддерживая разработку такого танка в принципе, он предлагал перенести рассмотрение на следующий, 1940 год, чтобы не тратить без толку государственные средства и предоставить конструкторам возможность всесторонне проработать новую машину. Именно это и было главным доводом в пользу практически готового танка А-20.

танк А-32Присутствовавший на заседании М.Кошкин настаивал на том, чтобы А-32 оставили в плане на 1939 год и ручался, что машина будет готова к установленному сроку. По неподтверждённым данным, подобная настойчивость понравилась И.В.Сталину и он рекомендовал «не мешать» представителям завода.

В результате появилось постановление № 45 от 27.02.39 Комитета обороны при СНК СССР.

Обе машины окончательно утвердили для производства опытных образцов.

Первый опытный А-20 (без установки штатного вооружения) собрали, обкатали на стенде и он уже к 26.05.39 совершили пробный пробег на колёсном ходу по территории завода.  А 30 мая в новой сварной башне, вобравшей в себя всё лучшее от башни БТ-7 (или, скорее БТ-СВ-2), но несколько увеличенной в размере, заняли свои штатные места танковая пушка 20К образца 1938 года (калибром45 мм)  и пулемёт ДТ. Радист-моторист, по совместительству, стал стрелком. В лобовом листе корпуса перед его рабочим местом установили второй пулемёт. Башня и корпус опытной машины были изготовлены не из цементованных бронелистов, как это предусматривалось по проекту (технически достаточно сложная и трудоёмкая технология, которая, на тот момент, не была ещё достаточно отработана), а из гомогенной брони, имевшей толщину 20 и25 ммсоответственно.

А-32 на полигонеЗаводские испытания А-20 продолжались с 02.07 по 15.07.39. Машина неплохо себя зарекомендовала. На колёсах она показала максимальную скорость до85 км/ч, а на гусеницах –66 км/ч. Была продемонстрирована достаточно высокая проходимость по пересечённой местности, как на гусеничном, так и на колёсном ходу.

Первый опытный А-32 поступил на заводские испытания в середине июня 1939 и проходил их до 16.07.39, продемонстрировав максимальную скорость до70 км/ч. Высокая динамика, присущая конструкции, позволила руководству завода выйти с предложением об усилении бронирования машины на10 мм. При этом масса возрастала до 19,6 тонн.

Заводские испытания выявили ряд дефектов конструкций у обеих машин. После их устранения оба танка были направлены на полигонные испытания, длившиеся с 18.07 по 23.08.39. По сути, эти машины рассматривали, как очередной шаг в развитии танков серии БТ. А-20 таковым и являлся. Но отличался от предшественника корпусом новой формы, значительно повысившим защищённость данной машины, и приводом 8х6, который позволял танку успешно двигаться при снятых гусеницах.

Вывод комиссии – оба танка могут быть рекомендованы для принятия на вооружение РККА после устранения недостатков конструкций, выявленных в ходе испытаний.

Опять ОБЕ МАШИНЫ!

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>