Проекты танков БТ ПХ

Вполне естественно, что работы по обеспечению возможностей для движения под водой не обошли стороной и танки серии БТ. В середине тридцатых годов на полигоне НИБТ интенсивно проводились испытания специального оборудования (ОПВТ), обеспечивающего танку данную возможность.БТ ПХ 1

Рис.260 Танк БТ-2ПХ с установленным оборудованием ОПВТ

В апреле 1936 года по результатам проводимых испытаний были разработаны и утверждены ТТТ к ОПВТ для танков БТ-ПХ, которыми предусматривалось, что оснащённый указанным оборудованием танк должен иметь возможность преодоления по дну водной преграды шириной до 3000 м на глубинах до 5 метров. При этом углы выхода машины из воды должны лежать в диапазоне до 30 градусов, а продолжительность непрерывной работы двигателя под водой устанавливалась в 45 минут. ТТТ устанавливало нормативы для монтажа и демонтажа указанного оборудования – соответственно 60 и 40 минут. Десять комплектов данного оборудования поручили выпустить заводу № 48.

БТ-2ПХ

БТ ПХ 2

Рис.261 БТ-2ПХ заходит в воду

Первый танк серии БТ, оснащённый оборудованием для движения под водой, был разработан в инициативном порядке конструкторами ХПЗ. Работы начались в 1933 году и уже на следующий год опытный танк, представлявший серийно выпускавшийся БТ-2, с установленным на нём специальным оборудованием под индексом БТ-2ПХ был направлен в Белорусский военный округ на войсковые испытания.

БТ ПХ 3

Рис.262  БТ-2ПХ форсирует водную преграду

 Машина герметизировалась брезентовыми уплотнениями, наложенными на опору башни, окно для пулемёта и маску пушки. при этом пулемёт предварительно снимался и укладывался внутри танка. Трансмиссионное и моторное отделения перекрывали коробом из жести, который болтами крепился к корпусу танка. В коробе было предусмотрено четыре герметично закрывавшихся крышки. Две передних предназначались для охлаждения радиаторов, две задних – для выхода перегретого воздуха из трансмиссионного отделения  в момент движения танка к преодолеваемой водной преграде.

БТ ПХ 4

Рис.263 БТ-2ПХ вид сзади

Охлаждающий воздух из трансмиссионного и моторного отделения отводился через две специальные трубы, которые, для придания им дополнительной жёсткости, соединяли друг с другом брезентом. Была предусмотрена возможность аварийной эвакуации экипажа из затонувшего танка. Для этих целей на крыше башни был предусмотрен люк спасательный прямоугольной формы (труба сечением 450х550мм). Второй вариант люка имел форму окружности диаметром 600мм. Высота конструкции составляла 1000 мм. эта же труба использовалась для подачи воздуха членам экипажа и для обеспечения работы двигателя.

БТ ПХ 5

Рис.264  БТ-5ПХ (вариант 1 НИБТ)

Отработанные газы выбрасывались в воду через установленные на высоте 500мм клапаны выпуска выхлопных газов, которые были сделаны из двух головок блока цилиндров серийного двигателя танка – М-5. Экипаж (3 человека) готовил танк к преодолению водного препятствия в течение 90 минут.

Для охлаждения двигателя при движении под водой были предусмотрены специальные краны, через которые в систему охлаждения подавалась забортная вода. БТ-2ПХ мог двигаться под водой со скоростью около 3 км/час.

Данный комплект ОПВТ позволял на глубинах до 3 метров преодолевать водные преграды. Предварительная подготовка машины занимала 1,5 минуты. После выхода на противоположный берег танк мог вступить в бой уже через 3-5 минут. Правда, для этого экипажу требовалось покинуть на это время машину.

Данная конструкция была достаточно громоздкой, а прочность ограждения люка спасательного была оценена, как неудовлетворительная.

Аналогичное оборудование ОПВТ испытывалось также на двухбашенном танке БТ-26.

БТ-5ПХ (вариант 5 учебного полка БВО)

 

Первый танк БТ-5, оснащённый оборудованием для преодоления водных преград по дну водоёма изготовили в 1933 г. в мастерских учебного полка белорусского ВО. Осенью этого же года машина прошла войсковые испытания. Герметичность конструкции данного танка обеспечивалась использованием специальных уплотнений из резины с последующим дополнительным прокрашиванием всех стыков и сварных швов свинцовым суриком.  Маску пушки герметизировали, используя для этих целей сальник и чехол специальной формы. На первом танке, подготавливаемом для подводного хождения, пушку демонтировали. Для герметизации погона башни использовалась резиновая трубка, имевшая диаметр 10-15мм. в неё ручным насосом был закачан воздух до достижения избыточного давления до 2 кг/кв.см. При подобном решении башня сохраняла возможность кругового вращения без демонтажа герметизации.

БТ ПХ 6

Рис.265  БТ-5ПХ вариант 1НИБТ. Вид спереди и вид сзади

Боковые жалюзи, конструктивно размещавшиеся над радиатором, герметично закрывались парой металлических листов 5мм толщины, в каждом из которых крепился патрубок (диаметр которого составлял 175 мм). через них осуществлялось соединение с 300 мм трубой, по которой к двигателю подводился воздух для охлаждения.

Жалюзи, размещённые над трансмиссией, также герметизировались металлическим листом. На нём монтировалась вторая труба диаметром 300мм, по которой нагретый воздух отводился от работающего двигателя. Длина 300мм труб составляла 2000 мм.

При монтаже ОПХТ частично проводился демонтаж танкового оборудования: снимался глушитель и менялись штатные выхлопные трубы на трубы, длину которых увеличили до 1400мм. На их внешних кромках были смонтированы клапаны обратные, защищающие двигатель от попадания в его цилиндры забортной воды в случае остановки двигателя.

Воздух для экипажа танка подавался по отдельной 200мм трубе, которую установили вместо прицела перископического на крыше танковой башни.

Установленное на танке оборудование позволяло ему преодолевать на глубинах до 4 метров водные преграды шириной до 40 м. При этом танк должен был двигаться на первой передаче, а экипаж – использовать респираторы С-Ш-1.

Первые испытания танка БТ-5ПХ были проведены 31.10.33 на реке Березине. На первом этапе танк просто вошёл в воду на глубину, не превышающую глубину штатно преодолеваемого серийным танком брода. Воздух подавался и отводился по трубам, экипаж находился в респираторах. Полученные результаты посчитали успешными, и перешли ко второму этапу. Но, отойдя от берега всего на 15 м, танк попал в обрыв и был затоплен через открытый люк м/в. Двигатель при этом работал исправно до момента затопления боевого отделения.

БТ ПХ 7

Рис.266  БТ-5ПХ (вариант 1НИБТ). Уплотнение крыши трансмиссионного и моторного отделения. 

04.11.33 испытания были продолжены. Танк самостоятельно вошёл в воду, но через несколько секунд после начала движения на расстоянии около 50 м от берега наткнулся на подводное препятствие и двигаться дальше самостоятельно не смог. Двигатель заглушили и в течение 45 минут встретившееся препятствие убрали, после чего танк продолжил движение и самостоятельно вышел на берег. За то время, пока машина неподвижностояла в воде, она начала просачиваться в боевое отделение и к моменту начала движения её уровень достигал подушки рабочего места м/в.

БТ ПХ 8

Рис.267  БТ-5ПХ (вариант 1НИБТ) форсирует водную преграду

Результаты проведённых испытаний позволили доработать конструкцию и, уже на следующий год, в тех же мастерских пятого полка был изготовлен улучшенный вариант танка БТ-5 ПХ, который был представлен на войсковые испытания.

БТ ПХ 9

Рис.268   БТ-5ПХ (вариант 1) схема подачи воздуха при движении под водой

По сравнению с предыдущим вариантом в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • Труба-лаз, крепящаяся на люк башни, получила прямоугольное сечение (400х550 мм). по ней в танк подавался воздух для дыхания членов экипажа и охлаждения водяных радиаторов двигателя. Кроме этого по данной трубе экипаж, при возникновении аварийной ситуации, мог самостоятельно покинуть танк.
  • Металлический лис толщиной 5 мм, использовавшийся для герметизации жалюзи выходных, расположенных над трансмиссионным отделением, использовался в качестве основания для крепления трубы воздухоотводящей, диаметр которой составлял 500мм. Для обеспечения принудительного удаления продуктов сгорания в ней устанавливался вытяжной вентилятор.
  • Жалюзи водяных радиаторов закрывали двумя листами металла толщиной 5 мм.

Данный комплект оборудования позволял, БТ-5 ПХ этой версии, двигаясь на глубинах до 4 м преодолевать водные препятствия шириной до 40 м. При движении под водой экипаж находился в респираторах С-Ш-1. связь с танкистами осуществлялась по проводному телефону. Танк с установленным комплектом оборудования мог самостоятельно выдвигаться к водной преграде при условии, что данное перемещение по времени занимало не более получаса, а по расстоянию – не более 500м. временные ограничения напрямую были связаны с достижением максимально допустимых температур воды, находящейся в системе охлаждения двигателя.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>