Одновременно с разработкой танка Т-34, оснащённого дизельным двигателем, в КБ ХПЗ под руководством главного конструктора Кошкина М.И. прорабатывался проект танка Т-34 – Р, оснащённого роторно-пластинчатым двигателем.
Танк Т-34-Р. Вид сверху. Красным прямоугольником обозначен двигатель.
Главное преимущество подобной схемы заключается в отсутствии возвратно-поступательного движения поршней, и как следствие. Возрастание мощности двигателя почти на 30% при уменьшении габаритов двигателя и равных объёмах цилиндров. Разместив новый двигатель поперёк корпуса конструкторы получили возможность убрать люк механика-водителя с верхнего лобового броневого листа, переместить башню назад, увеличить возимый боекомплект, а также запас хода по топливу (за счёт увеличения ёмкости топливных баков).
Роторно-пластинчатый двигатель.
10 таких танков покинуло цеха завода 10.05.41. но двигатель был «сырым» и уже с первой недели опытной эксплуатации из войск стали поступать сообщения о неисправностях. До начала войны полностью отработать схему охлаждения конструкторы не смогли. Поэтому Правительство приняло решение «сырую машину» в серию не запускать, а наращивать выпуск танков отработанных конструкций.
Танк Т-34-Р
Во время эвакуации завода из Харькова вся производственная оснастка на данный танк. техническая документация и персонал, работавший по проекту погибли при бомбёжке. Восстановить всё это заново не представлялось возможным. Ввиду отсутствия времени, средств и сил. Всё было брошено на увеличение выпуска танков для фронта.
Судьба 10 выпущенных машин следующая. Четыре подорвали в ремонтных боксах (их двигатели были неисправны), а 6 остальных подбили в ходе боёв за Киев.
Поделитесь с друзьями: