Вынужденная поспешность в проектировании ИС-2 и его постановки на производство обусловила наличие значительного числа недоработок, низкую надёжность выпускаемых танков и наличие множества серьёзных нареканий со стороны армии в адрес данной машины. Предпринимаемые чрезвычайные меры позволили несколько улучшить положение, однако кардинально изменить ситуацию не могли.
Устранить эту проблему в полном объёме должно было выполнение мер, предусмотренных постановлением ГКО от 08.04.44 № 5583, посвящённое вопросам, связанным с модернизацией и улучшением базовых характеристик танка ИС-2.
Рис.1 Танк ИС-3 (наше время, музейный экземпляр на ходу)
Именно в рамках выполнения данного постановления развернулись работы по объекту 703, который впоследствии и стал танком ИС-3.
18.04.44 НКТП сформулировал комплекс мероприятий (свыше 20 пунктов), выполнение которых должно было значительно повысить боевые возможности ИС-2. Руководству ЧКЗ была поставлена задача до 25.06.44 собрать два опытных танка, конструкция которых будет выполнена с учётом всех изложенных требований и рекомендаций.
Рис.2 Вариант ИС-2 со спрямлённой лобовой бронёй, что повысило защищённость машины.
Ведущим инженером работ был назначен Михаил Фёдорович Балжи.
Рис.3 М.Ф. Балжи
Работы велись во взаимодействии с ЦНИИ-48, на который были завязаны все разработки по бронированию. На опытный танк поставили новый дизель, В-11 (625 л.с.), внесли ряд изменений в проект внутреннего размещения узлов и агрегатов. Общее число серьёзных изменений проекта превысило 30. Это не могло не сказаться на сроках завершения работ. Они были сорваны. Но не только сложность и объёмность внесённых доработок сказалась на этом. Главной причиной стало то, что на ЧКЗ, параллельно, разрабатывали собственную модель тяжёлого танка (объект 701), на что были нацелены все лучшие специалисты. А базовые работы выполнялись «по остаточному принципу».
Рис.4 Объект 701
Именно он, спустя некоторое время, стал основой для танка ИС-4.
28.10.44 первая опытная версия доработанного ИС-2 ушла на полигонные испытания. Однако машину преследовали технические неполадки и неисправности, что характерно для доводимого нового образца. Были сделаны выводы, что сроки доводки могут очень сильно затянуться.
Второй опытный образец представили на испытания 25.11.44. Военная приёмка проводила его по документам, как «Образец А», а на заводе машина получила обозначение «Кировец-1».
Рис.5 Образец А (Кировец-1)
В ходе испытаний машине, приказом Командующего БТМВ КА было присвоено наименование «тяжёлый танк ИС-3» (образец №1).
Таблица 1 ТТХ «Кировец-1»
Параметр | Значение |
Боевая масса (в кг) | 47500 |
Экипаж (чел) | 4 |
Габариты (мм) | Длина – 10170 (с пушкой назад – 8200), ширина – 3300, высота 2430, клиренс - 400 |
Вооружение | Пушка Д-25Т образца 1943 года калибром 122 мм, спаренный пулемёт ДИ (7,62 мм) |
Боекомплект | 30 выстрелов, 20 дисков с патронами 7,62 мм |
Бронирование (мм/градус) | Нижний лобовой лист – 90/60; верхний – 120/60; борт 100/0; боковые листы днища – 20/60-45; днище – 20/90; нижний кормовой лист – 60/40; верхний – 60/50; башня – 170-120-90-165/50-58-15 |
Двигатель | Дизель В-11 12 цилиндров, водяное охлаждение, мощность – 520 л.с. |
Средняя скорость (км/час) | Шоссе – 80; просёлок – 30 |
Запас хода (км) | Шоссе – 200; просёлок -160 |
Ёмкость ТБ (л) | 500 |
Колея (мм) | 2640 |
Удельное давление на грунт (среднее) кг/см2 | 0,89 |
Средства связи | Радиостанция 10-РК, ТПУ-4-Бис-Ф |
16.12.44 ИС-3 был официально передан на государственные испытания (представили директор ЧКЗ И. Зальцман и ГК Н. Духов), по результатам которых было рекомендовано принять машину на вооружение.
Рис.6 Духов Николай Леонидович
Реакцией на эту информацию Ж.Котина (завод №100) было представление в декабре 1944 собственной версии танка, разработанного на основе объектов 244, 245, 248. Его главной отличительной особенностью был «щучий нос».
Рис.7 Котин Жозеф Яковлевич
(конструкторы именовали его «нос с горбинкой»). Испытания привели к принятию следующего решения: принять за основу оба проекта, отобрав лучшее из каждой версии, и на этом создать проект танка ИС-3 с максимальными боевыми характеристиками.
Отс.8 ИС-3 (образец – 2, март 1945 года)
Главным разработчиком назначили Кировский завод. Последовательность действий задавал приказ НКТП от 16.12.44 № 729. Этим же приказом официально присвоили новой разработке наименование «Кировец-1» 8 машин должны били представить на госиспытания к 25.01.45. Однако ЧКЗ смог завершить сборку пары бронекорпусов (для испытаний обстрелом) только 12.02.45.
Первый экспериментальный ИС-3 (второй образец, именовавшийся объект 703) убыл на полигон только 20.02.45.
По результатам испытаний танк было рекомендовано принять на вооружение и наладить его серийный выпуск на ЧКЗ (вместо ИС-2). Первоначально заводчане именовали новую машину «Маршал Сталин».
Рис.9 ИС-3 образца 1945 года на улице германского населённого пункта
Однако в Постановлении ГКО за подписью И.В.Сталина от 29.03.45 (№7950) содержалось решение «принять на вооружение танк ИС-3». Очевидно новое название вождю не понравилось. До конца 1945 года ИС-3 выпускался параллельно ИС-2. Изготовлено 1705 танков третьей модели. Завершён выпуск ИС-3 был в июле 1946. За время серийного производства было изготовлено 2305 машин.
Рис.10 Основные проекции танка ИС-3 образца 1945 года
Поделитесь с друзьями: