Благодаря активным усилиям, прилагавшимся Тухачевским М.Н. , который с ноября 1925 года являлся начальником штаба РККА, а с 26.12.26 — заместителем Наркомвоенмора СССР, работы по созданию новых образцов вооружений, в том числе и танкеток, продолжались нарастающими темпами. Причём по танкеткам — вопреки тому, что данный вид вооружений был официально отнесён к бесперспективным и его финансирование не планировалось.
Это дало свои результаты. В конце 1929 начале 1930 годов появляется проект Т-21. Данная танкетка являлась логическим продолжением работ над проектом Т-17 и получила классификацию «малая разведывательная танкетка». Плюсами, по сравнению с предшественницей, являлось увеличение экипажа до 2 человек, повышение проходимости за счёт использования увеличенных катков от танка Т-18 и усиление до 13 мм бронирования. В 1930 году два опытных образца прошли полигонные испытания. Несмотря на большое количество недостатков, выявленных в их ходе, показанные Т-21 характеристики превосходили все, продемонстрированные другими экспериментальными образцами. Поэтому было принято решение о приёме танкетки на вооружение с продолжением её модернизации.
Серийный выпуск нового образца техники был организован на заводе ВАТО. Шесть машин выпустил «Большевик». На 1931 год планировалось продолжить их выпуск. Но, в связи с тем, что на вооружение РККА стали поступать новые танкетки Т-27, превосходившие выпускавшуюся модель по всем параметрам, производство танкеток Т-21 прекратили.
Всю выпущенную технику объединили в танкетный батальон, который существовал в структуре автобронетанковых войск РККА до 1932 года, когда был расформирован. Все танкетки передали во вторую мехбригаду. Они использовались в боях у озера Хасан. Применение в боях в период второй мировой войны документально не подтверждено.
Параллельно с разработкой модели Т-21 велись работы по созданию Т-22 и Т-23 - «больших танкеток сопровождения». Основными отличиями у этих танкеток были различные двигатели и выбранный способ размещения экипажа. Т-22 оснащалась оригинальным, специально для неё разработанным четырёхцилиндровым двигателем и предусматривала размещение членов экипажа «один за другим». Т-23 оснащалась двигателем от серийного танка Т-20 и экипаж размещался «в ряд». У каждой из машин были свои плюсы и минусы. Но выбор остановили на Т-23, как более простой в изготовлении и, что немаловажно, более дешёвой в производстве.
На первой экспериментальной Т-23 установили мотор от серийного танка Т-18. На второй — двигатель от экспериментального Т-20. Вести проект поручили второму заводу ВАТО. В процессе налаживания производства конструкция танкетки подверглась кардинальной переработке. Она стала длиннее почти на 30 см. Катки (опорные и поддерживающие) с комплекта от Т-18 поменяли на танковые от Т-19. Изменили конструкцию ведущего колеса и облегчили гусеницу, что позволило выйти на установленную ТЗ скорость 40 км/час. Характеристики улучшились незначительно, а цена на новый вариант Т-23 — существенно. Она стала сопоставима со стоимостью танка Т-18, а вариант, оснащённый башней, даже превысил её. Решено было отказаться от серийного производства данной модели. Тем более, что в СССР начала поступать закупленная вместе с лицензией на право производства британская танкетка «ВКЛ».
Поделитесь с друзьями: