Проект лёгкого танка Т-25 (СТЗ-24)

Разработчик: КБ Сталинградского тракторного завода. Ведущий инженер Г.Матюхов

Начало работы над проектом: 1938

Изготовление первого опытного прототипа: 1939

Судьба проекта: на вооружение принят не был, в связи с большим количеством неустранимых конструктивных недостатков, выявленных в ходе испытаний

Т-25 1

Рис.328 Танк СТЗ-24. Вид спереди

Невысокие технические характеристики танка Т-26 завод № 185 пытался решить путём частичной модернизации конструкции (изменение трансмиссии, подвески и т.п.). Однако обнадёживающих результатов в обозримом будущем видно не было. В это время (1937 год) на рассмотрение АБТУ поступил проект, разработанный конструкторами СТЗ, предусматривавший производство модернизированного варианта танка Т-26, получившего усиленное бронирование и комбинированный движитель. При этом представители заводского КБ утверждали, что коробка передач и силовая установка серийно выпускавшегося Т-26 изменениям подвергаться не будут, что позволяло, достаточно безболезненно, перейти на выпуск их версии танка.

T 25 2

Рис.329 Танк СТЗ – 24 (Т-25). Вид на правый борт

Новая разработка получила внутризаводской индекс СТЗ-24. первоначальный вариант проекта был с треском провален в ходе первичных слушаний в АБТУ. Однако в 1938 году к нему вернулись повторно. Основанием для начала работ стало постановление КО СССР от 07.08.38, которым КЭО СТЗ (рук. Н.Д.Вернер) ставилась задача на начало проектных работ над новой машиной.

T-25 3

Рис. 330  СТЗ-24. Испытания на проходимость. Осень 1939 г.

Причина этого заключалась в том, что развернувшиеся в СССР работы по созданию новых, более совершенных, танков сопровождения пехоты требовали кардинального пересмотра многих технологических процессов их выпуска. Например, КБ завода № 185 активно работало в это время над проектом Т-111 (танк сопровождения, имеющий противоснарядное бронирование), корпус которого изготавливался методом сварки, а вооружение уже соответствовало среднему танку. Нельзя не вспомнить и о Т-126 СП, который для своего времени также был проектом, достаточно новаторским. Но подобные проекты требовали много времени на свою полную отработку. А тут КБ гарантирует существенное повышение технических и боевых возможностей машины «малой кровью».

В начале 1939 года стены завода покидает первый опытный прототип танка СТЗ-24, получивший войсковое обозначение Т-25. машина была изготовлена из обычной стали марки Ст.3.

Конструкция нового танка имела много общего с танком Т-26. Например: ту же коническую башню, которой оснащался Т-26 обр.38-го года, идентичную кормовую часть, КПП и двигатель, а также отдельные элементы трансмиссии.  Существенные изменения претерпели подбашенная коробка и носовая часть танкового корпуса. Верхний и нижний передние бронелисты были установлены под большими углами и стали гораздо толще (см. таблицу). Т.е. по своей бронезащите, новый танк превосходил Т-26.

Но самым главным отличием танка Т-25 от предшественника являлся гибридный движитель. Танк получил возможность двигаться как на гусеницах, так и на колёсах. Четыре опорных катка, поддерживающий ролик, вынесенное вперёд ведущее колесо. Балансирную подвеску (свечную, индивидуальную) вынесли за пределы бронекорпуса, что явилось серьёзной ошибкой. Но понять это конструкторы смогли только в ходе испытаний.

T-25 4

Рис. 331  Танк СТЗ – 35 на заводских испытаниях

Специальные технические решения позволяли Т-25, при движении на колёсах, использовать в качестве ведущих два передних, либо два задних моста. А, при острой необходимости, ведущими становились ВСЕ опорные катки.  К недостаткам колёсного хода относилась система осуществле6ния поворота машины «по танковому», т.е. притормаживанием катков одного борта. Гусеница при этом маневре достаточно часто слетала, а маневренные характеристики танка существенно понижались.

По сравнению с танком Т-26 новая машина получила уширенную и облегчённую гусеницу. Приборы контроля и управления полностью заимствовали с Т-26. Изменения не коснулись вооружения машины и количества членов экипажа.

Полигонные испытания Т-25 проходил на НИБТ с сентября 1939 года. Сразу же выявилось снижение динамических характеристик нового танка в связи с его возросшей массой и сохранившимся двигателем. Чтобы обойти эту деликатную ситуацию представители СТЗ сумели изменить формулировку ТЗ на испытания. теперь они проводились исключительно с целью «… проверки надёжности и правильности работы отдельных узлов и агрегатов танка». В процессе ходовых испытаний постоянно возникали поломки (траки и пальцы гусениц, негерметичность КПП. Выходили из строя крепления бензопроводов, балансиры и диски колёс.

На колёсах Т-25 смог пройти всего 4 км, после чего заклинило привод, так как посторонние предметы попали в звёздочки ведущих колёс. На мягких грунтах танк на колёсном ходу сразу завяз настолько, что грязью была забита даже раздаточная шестерня. И даже при перемещении по шоссе в результате сильной поперечной и продольной качки вести огонь сходу было практически невозможно.

Результаты испытаний однозначно показали, что не может быть и речи о принятии на вооружение такого танка. но представители СТЗ с подобными выводами не согласились и уже к концу 1939 года представили доработанную версию танка, имевшую заводской индекс СТЗ-35. В отличие от СТЗ-24 это была чисто гусеничная машина, оснащённая новым 130 сильным двигателем и имевшая 30 мм бронирование.  Расчётная масса машины возросла до 11800 кг, скорость должна была лежать в диапазоне около 35 км/час. Но АБТУ отк4азалась рассматривать проект в принципе. Модернизационный ресурс танка Т-26 уже был исчерпан полностью.

T-25 5

Рис.332   Танк СТЗ – 35

T-25 6

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>