Знакомьтесь – «земноводный подлетающий танк». Он же – танк на воздушной подушке.

Разработчик: В.И.Левков

Начало работы над проектом: 1937

Изготовление первого опытного экземпляра: не изготавливался

Судьба проекта: работы свернули, предположительно из-за низкой боевой эффективности танка и его высокой уязвимости для противотанковых средств

танк на воздушной подушке

Рис.171 Макет земноводного подлетающего танка

В тридцатые годы на волне программы индустриализации страны в СССР появляются технические возможности для проведения собственных инженерных разработок и налаживания выпуска военной техники для оснащения частей РККА.

В первую очередь военным требовались боевые машины, способные передвигаться в условиях бездорожья, весеннее-осенней распутицы, по болотистой местности и глубокому снежному покрову, а также успешно преодолевать водные преграды.

Даже самые современные гусеничные танки того времени подобным требованиям не отвечали. Более того, гусеничные движители имели ресурс в 100- 150 км, пройдя которые танк оставался без гусеницы, которая просто рассыпалась.

Левков ВИВопрос создания подобного транспортного средства двойного назначения (народное хозяйство/армия) был очень важен для СССР с его необъятной территорией и стремлением оказать содействие «победе мирового коммунизма».

Поэтому не случайно первые теоретические разработки и конкретные технические наработки принадлежат именно советским учёным. Идея принципа движения на воздушной подушке была сформулирована К.Э.Циолковским ещё в 1927 году (работа "Сопротивление воздуха и скорый поезд").

Практические работы в данном направлении в СССР осуществлялись с начала тридцатых годов и тесно связаны с именем Владимира Израилевича Левкова (1895—1954). Свой первый действующий аппарат на воздушной подушке, созданный в инициативном порядке, он представил экспертам ЦАГИ уже в 1934 году. В то время он работал конструктором на авиационном заводе № 84 в Москве. Однако отзыв на данную конструкцию был крайне негативен, так как члены экспертной комиссии просто не смогли разглядеть перспектив, заложенных в данную конструкцию.

танк на воздушной подушке рис.

Рис. 172 Реконструкция боевого применения танка на воздушной подушке

Но работы учёного заинтересовали ВМУ РККА и моряки заключили с МАИ, профессором которого к тому времени стал В.И.Левков, договор, датированный 28.06.34 г.  согласно этому документу перед конструктором ставилась задача создать «воздушный торпедный катер». К декабрю 1934 года в МАИ создаётся ОТБ (особое техническое бюро) ориентированное на работы по созданию техники на воздушной подушке. Конструкторы успешно создают несколько проектов кораблей на воздушной подушке для нужд ВМФ.

Параллельно ведутся работы в интересах сухопутных войск. В начале года 1937 появляется проект «земноводного подлетающего танка» (наименование, присвоенное конструкции Левковым). Комплект конструкторской документации дополняет действующий макет, изготовленный в масштабе 1:4.

Согласно дошедшей до нас информации новый танк должен был иметь длину около 10 метров и во многом внешне походил на разработку Л-1 (катер на воздушной подушке, созданный в ОТБ ранее). Экипаж машины состоял из двух человек. танк вооружался одним пулемётом ДТ, который планировалось установить в башне, имеющей круговое вращение. Корпус танка согласно проекту выполнялся из листов броневой стали толщиной 13 мм, которые имели большие углы наклона и собирались методом сварки. Боевая масса танка должна была составлять почти 8500 кг. На машине устанавливалось два авиационных двигателя М-25, выпускавшегося по лицензии на пермском заводе. Общая мощность силовой установки достигала в этом случае 1500 л.с. Расчётная скорость танка должна была составить порядка 120 км/час. Максимальная высота подъёма над уровнем поверхности должна была составить около 300 мм.

Воздушную подушку под новым танком должны были создавать размещённые под углом около 80 градусов к горизонтали два вентилятора. Пространство под днищем танка, в которое подавался сжатый воздух, было ограничено по бокам танка – корпусами-лодками, сверху –платформой, а впереди и сзади – завесами воздушными.

БМП Левкова на воздушной подушке

Рис.173  Эскиз «БМП», созданной в КБ В.И. Левкова

Маневр танка осуществлялся с использованием уменьшения/увеличения числа оборотов двигателя, а также изменением положения специальных заслонок-жалюзи поворотных, которые устанавливались под винтами вентиляторов. Воздух шёл вниз, когда жалюзи устанавливали в среднее положение. В этом случае машина поднималась над поверхностью и неподвижно зависала на одном месте.  Если жалюзи отклоняли вперёд, то танк начинал двигаться задним ходом, назад – танк двигался вперёд. Сложная система воздушных рулей позволяла управлять углами крена и дифферента, а так же поворачивать танк в нужную сторону. поэтому механик-водитель имел штурвальное управление танком, аналогичное самолётному. Бронированная рубка для размещения экипажа находилась между носовым и кормовым вентиляторами. Танк, согласно расчётам, мог непрерывно двигаться в течение 4 часов.

БМП Гроховского

Рис.174  Бронеавтомобиль на воздушной подушке со вспомогательным колёсным движителем конструкции П.И.Гроховского

Ознакомившись с результатами испытаний действующих ходовых моделей начальник 2-го отдела АБТУ РККА доложил начальнику АБТУ о существенных преимуществах проекта и рекомендовал решить вопрос с его финансированием в необходимых объёмах. 19.03.37 Халепский обращается непосредственно к Наркому оборонной промышленности с требованием о выделении необходимых средств. Однако, по неизвестным причинам, финансирование так и не было открыто и соответствующий заказ ОТБ не выдан.

Параллельно танку конструкторами ОТБ была создана боевая машина, которую сегодня назвали бы боевой машиной пехоты. Последняя также имела башенную пулемётную установку и предназначалась для перевозки 20-ти десантников со штатным вооружением. Конструкция машины позволяла им вести огонь, не покидая её, как на месте, так и в движении.

В это же время конструктором П.И.Гроховским (ОКБ ВВС РККА) был предложен проект двухместного бронеавтомобиля на воздушной подушке с башней от танка Т-38 и пулемётным вооружением, который имел колёсный движитель, рассматривавшийся в качестве вспомогательного.

ТТХВсе вышеназванные разработки так и остались на этапе разработки конструкторской документации и макетного проектирования.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>