Танки, которых не было. КВ-9

Первые месяцы войны показали преимущества использования в боях тяжёлых танков, особенно вооружённых орудиями больших калибров. Но подобным требованиям в действующей армии отвечал только танк КВ-2, количество которых на фронтах было чрезвычайно малым. К тому же ходовая часть танка была достаточно ненадёжной.

 

Предпосылки к созданию

КВ-9

В связи с этим, в ноябре 1941 года в наркомате обороны вновь был поставлен вопрос об усилении вооружения имеющихся тяжёлых танков. Проводившиеся в предвоенные годы проектные работы над перспективными танками прорыва КВ-3, КВ-4 и КВ-5 к этому времени были закрыты. На разработку принципиально нового танка времени не было. Поэтому было принято решение попытаться вооружить мощной пушкой уже имеющиеся и серийно выпускаемые танки КВ-1.

 

Однако решить вопрос «с ходу» не удалось, в силу отсутствия танковой пушки нужного калибра. Поэтому первым решением стала проработка вариантов безбашенных танков КВ-7 в двух вариантах вооружения. Первый предусматривал установку 3 пушек: 76,2 мм (Ф-34) и 2 45 мм (20-К). На второй прототип установили 2 пушки ЗиС-5 калибра 76,2 мм.

КВ-9

Альтернативной проекту КВ-7 разработкой стали работы по «объекту 229», который получил обозначение КВ-9. По факту это было возвращение к предложению 1940 года, когда нарком танковой промышленности предложил оснастить танки КВ орудием калибра 122 мм. Но, в то время, данное предложение посчитали не нужным и предложение спустили на тормозах.

Вспомнить о нём заставила эффективная работа немецких САУ.

 

Начало работ

 

В кратчайшие сроки была разработана новая пушка У-11, представляющая собой танковую версию полевой гаубицы М-30, хорошо зарекомендовавшая себя в боях.

КВ-9

КБ Челябинского Кировского завода получило задачу создать в кратчайшие сроки новый тяжёлый танк с этой гаубицей. Работы начались 11 ноября. И уже в декабре на базе танков КВ-1 и КВ-2 был собран первый прототип.

 

Первый прототип был изготовлен уже в феврале 1942 года. Испытания на полигоне под Челябинском, которыми руководил генерал-майор танковых войск Попов, показали, что установленная на танке гаубица испытания прошла успешно. Её боевая скорострельность составляла 2 выстрела в минуту. Танк был рекомендован для принятия на вооружение.

КВ-9

Новый танк потяжелел на 500 кг. Имеющаяся у КВ трансмиссия с огромным трудом справлялась с весом танка КВ-1 и была высока вероятность того, что новая машина станет нежизнеспособной из-за частых поломок трансмиссии. Поэтому, несмотря на рекомендацию государственной комиссии принять танк на вооружение, машину отправили на доработку.

 

С 14 по 25 марта 1942 г. Были выполнены дополнительные баллистические испытания гаубицы У-11, установленной на танке КВ-9. Но повторного предложения о принятии его на вооружение уже не поступало.

КВ-9

Последний раз тема объекта 229 появляется в официальных документах 29.12.42 в письме начальника БТУ ГБТУ РККА инженер-полковника Афонина, которое было направлено им начальнику ГБТУ Федоренко. В нём он писал, что считает необходимым усилить вооружение танков КВ для повышения его эффективности при использовании против укреплений и танков противника. Но на этот момент на вооружение уже была принята СУ-122. Поэтому острая необходимость в КВ-9 отпала.

 

Компоновка танка

 

Компоновка танка классическая. Отделение управления впереди. Справа место механика-водителя, слева – стрелка-радиста. Среднюю часть занимает боевое отделение (башня, корпус). Три рабочих места: командир танка, наводчик и заряжающий. В ряде источников отмечается, что экипаж КВ-9 состоял из 4 человек. Но на испытаниях в машине их было 5. В кормовой части располагалось МТО.

КВ-9

Для посадки/высадки экипажа было предусмотрено три основных люка: два круглых в крыше башни и один в крыше корпуса (над местом стрелка-радиста). Для аварийной эвакуации был предусмотрен люк в днище.

 

Бронирование

 

Было принято решение осуществить дифференцированное противоснарядное бронирование нового танка.

За основу был взят бронекорпус КВ-1, который подвергли значительному усилению бронирования в лобовых и бортовых проекциях. Для этого использовались катаные бронелисты. В зависимости от места установки он имели толщину от 135 мм (лоб и верхняя часть корпуса) до 40 мм (днище).

КВ-9

Броневые листы монтировались с рациональными углами наклона к нормали. Исключение составляли бортовые элементы, установленные под прямым углом.

 

Башня танка являлась слегка видоизменённым вариантом стандартной башни серийного КВ-1 поздних выпусков, которая получила усиленное бронирование. В лобовой части оно составило 210 мм. Броневую маску и амбразуру для установки орудия пришлось увеличить под У-11.

 

Вооружение

 

Планировалось, что танк будет оснащаться 122 мм гаубицей У-11, разработанной специально для установки на КВ. орудие имело ствол длиной 22,7 калибра. Возимый боекомплект составил 48 выстрелов раздельного заряжания, размещаемые в боеукладках по бортам башни и в её кормовой нише.

КВ-9

В качестве вспомогательного вооружения КВ-9 имел три пулемёта ДТ калибра 7,62 мм (спаренный с пушкой, курсовой в шаровой опоре напротив места стрелка-радиста в лобовом бронелисте, в шаровой установке, установленной в кормовой нише башни). Боекомплект - патроны в дисковых магазинах в количестве 2772 штук.

 

Планировался монтаж зенитной турели и установка 4 пулемёта.

 

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть

 

Планировалось комплектовать танки КВ-9 V-образным 12 цилиндровым четырёхтактным дизелем В-2К, имеющим жидкостное охлаждение. Расчетной мощностью 500 л.с. считалось, что это обеспечит танку с полной боевой нагрузкой максимальную скорость по шоссе до 46 км/час.

КВ-9

Но эти дизеля производились в Харькове. И на момент испытаний КВ-9 эвакуация завода ещё не была завершена.

 

Общая ёмкость топливных баков составляла 600 л. Они устанавливались в боевом и МТО. Конструктивно была предусмотрена возможность монтажа баков на 600 л на внешней подвеске.

 

Трансмиссия КВ-9 – механического типа. КПП механическая 5-иступенчатая тракторная. Два бортовых многодисковых фрикциона, по одному планетарному редуктору на борт. Тормоза плавающие, ленточного типа.

КВ-9

Подвеска – торсионная индивидуальная. Каждый опорный каток имел внутреннюю амортизацию.

 

Ходовая часть (по борту): шесть опорных двухскатных катков малого диаметра, заднего ведущего и переднего ленивца. Плюс три поддерживающих катка. Ширина гусеницы – 700мм.

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>