Т-46. Меняем движитель.

Разработчик: КБ завода № 174 (Ленинград)

Начало работы над проектом: 1933

Создание опытного экземпляра: 1935

Судьба проекта: Было принято решение о принятии танка на вооружение, однако, после выпуска малой серии, от этого отказались в виду крайне высокой стоимости танка.

Первая попытка поставить Т-26 на колёсно-гусеничный движитель успехом не увенчалась. Но командование РККА от своей идеи отказываться не собиралось, так как согласно доминировавшей в то время точке зрения танк должен был обязательно иметь возможность двигаться не только на гусеницах, но и на колёсах.

Поэтому 1933 год начался с выдачи конструкторам вновь созданного танкового завода № 174 технического задания по разработке проекта улучшенной версии танка Т-26, первоначально проходившей под индексом Т-26А. Новая машина должна была иметь колёсно-гусеничный движитель и новый дизель вместо карбюраторного мотора. Было предусмотрено также усиление бронирования нового танка и его вооружения.

Главным конструктором проекта назначили С.А.Гинзбурга, а танку присвоили индекс Т-46.

T-46 1

 Рис. 128 первый опытный экземпляр прототипа танка Т-46 на испытаниях

В целях облегчения выхода на серийное производство новой машины в её конструкции использовалось достаточно большое количество агрегатов и узлов серийного танка Т-26 (обр.1933 г.). выданным ТТЗ устанавливалась предельная боевая масса нового танка – 10 тонн. В этот параметр требовалось вписать и усиленное бронирование, и более мощное вооружение. Но первоочередной задачей для конструкторов, что прямо подчёркивалось в задании, являлось решение вопроса улучшения ходовых характеристик танка.

T-46-1 2  Рис. 129 Танк Т-46-1

Корпус нового Т-46 был почти идентичен корпусу Т-26. Первоначально планировалось, что изготавливать его будут, используя сварку. Но от данной идеи пришлось отказаться, так как выбранный в качестве завода-изготовителя экспериментальных образцов нового танка Ижорский завод метод сборки сваркой осваивал весьма тяжело. Именно поэтому при сборке использовалась клётка. Частично изменили внутреннюю компоновку машины.

 T-46-1_4

 Рис. 130 Танк Т-46-1

 Трансмиссию и отделение управления вынесли вперёд. Механик-водитель сохранил своё место впереди – слева. В кормовой части разместили моторное отделение, а для боевого оставили центральную часть.

Согласно первому проекту планировалось оснастить Т-46 дизелем ДТ-4, либо бензиновым двигателем МТ-4, мощность которых оценивалась в 180 – 210 л.с. Оба двигатель имели идентичные крепления и габаритные размеры. Безусловно, дизель рассматривался в качестве приоритетного решения. Однако двигателисты не успели довести его до рабочего состояния к необходимому сроку, поэтому танк получил МТ-4.

T-46-1 5

Рис. 131 Т-46 на колёсном ходу. Испытания 1936 год

Кардинально была переработана ходовая часть танка. тележки заменили двумя сдвоенными катками опорными, оснастив их резиновыми бандажами и поставив пружинную подвеску (блокированную). Ведущее колесо вынесли вперёд. Сверху гусеницу поддерживало два специальных ролика. Траки для гусениц изгодавливались литьём.

T-46 6

Рис. 132 Корпус танка Т-46-3

На колёсном ходу 2-е задние пары колёс выполняли роль ведущих. Для поворота танка использовался дифференциал, через который крутящий момент передавался на переднюю пару колёс. При таком способе движения танк управлялся через рулевую колонку. На гусеничном ходу – соответствующими рычагами управления. Перейти на колёсный ход при сваливании гусеницы можно было без выхода экипажа из танка.

T-46A 5

Рис. 133 Первый серийный Т-46А 1936 год

Вооружение новой машины практически не отличалось от того, которое устанавливалось на Т-26. башню незначительно увеличили до размеров. Которые позволяли, по мнению конструкторов, устанавливать в ней пушку 20К (45мм) или ПС-3 (76,2мм). в шаровой установке кормовой ниши башни разместили ДТ-29 (7,62мм). Второй пулемёт был спарен с пушкой. Для посадки экипажа были предусмотрены три люка. Два – в башне и один – у механика-водителя.

T-46-1 6

Рис. 134 Танк Т-46-1. Вид сзади.

Первый опытный экземпляр изготовили в 1935 году. Машина прошла полигонные испытания и особых замечаний в свой адрес не получила, за исключением одного – танк перетяжелён (масса 14 тонн), что крайне негативно сказывается на работе редукторов и КПП, которые функционировали на пределе своей прочности.

Несмотря на этот недостаток проект Т-46 комиссия признала перспективным и было принято решение о продолжении работ.  Доработанные варианты машины Т-46-1, Т-46-2 и Т-46-3 были предложены на рассмотрение комиссии УММ РККА уже новым разработчиком, КБ завода Спецмаштрест (опытный завод, бывшее ОКМО). Вариант Т-46-3 комиссия признала самым оптимальным и рекомендовала его для приёма на вооружение РККА, что и было сделано 29.02.36 года. Танк получил обозначение Т-46-1.

Т-46-1Такая спешка в разработке Т-46 объяснялась очень просто. Серийно выпускавшийся Т-26 в результате проводимых модернизаций от серии к серии только набирал массу, терял ходовые качества, а боевой потенциал машины при этом возрастал крайне незначительно. Поэтому столь явно проявлялся интерес к новой более скоростной и лучше вооружённой машине.

К ноябрю 1936 года с большим трудом изготовили только первый танк установочной серии. Конструкция машины имела ряд незначительных отличий от Т-46.  планировалась установка на танк нового дизеля ДМТ-5, для чего моторный отсек увеличили с учётом габаритов последнего. Но двигатель, как всегда. к установленному сроку завершён проектированием не был. Поэтому на Т-46-1 установили МТ-5-1, бензиновый с воздушным охлажденрием. Ёмкость баков для топлива увеличили до 428 литров.

15мм бронелисты, появившиеся по бортам танка, увеличили его защищённость весьма относительно. Бронирование Т-46-1, по-прежнему, осталось противопульным.

Основным вооружением танка должна была стать либо пушка ПС-3, либо 20К. Но первую в серийное производство запустить не смогли. Пулемёты оставили оба. В качестве дополнительного вооружения справа от спаренной (пушка-пулемёт) установки разместили брандспойт огнемёта пневматического, КС-45.

T-46

Рис. 135 Танк Т-46-1

Танк получил радиостанцию 71-ТК-1, установленную в башенной нише и имевшую поручневую антенну.

Новый танк успешно прошёл всю программу испытаний и показал большую подвижность и скорость на гусеничном ходу, чем танк Т-26. Скорость на колёсах у Т-46-1 составила 72 км/час. Машина получилась достаточно маневренной и легко управляемой. Правда от огнемёта решено было отказаться. Ещё до окончания всех испытаний танк рекомендовали принять на вооружение.

Серийное производство Т-46-1 планировалось организовать на заводе № 174, параллельно с Т-26, изготавливавшимися там. Однако после изготовления четырёх танков все работы свернули.

Причина была до обидного проста. При всех своих достоинствах новый танк получился чрезвычайно дорогим в производстве. По цене он практически был сопоставим с производством среднего танка типа Т-28 (трёхбашенного). Изготовленные машины передали в распоряжение полигона. А работы по теме полностью свернули в 1937 году за исключением разработок по созданию Т-46 с противоснарядным бронированием.

T-46-1 из музея

Рис. 136 Танк Т-46-1, использовавшийся в годы Великой отечественной войны в качестве стационарной огневой точки

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>