СМК. Тяжёлый танк прорыва

Опыт боёв в Испании заставил, наконец, самую консервативную часть наших военачальников признать, что в будущей войне танк должен не только обладать высокой скоростью и маневренностью, но и иметь хорошее противоснарядное бронирование и мощное вооружение.

Т-39 натурный макетПоэтому, начиная с 1938 года,  танковые КБ практически всех заводов начали в инициативном порядке разработки нового тяжёлого танка, взяв за основу стоящий на вооружении РККА тяжёлый танк Т-35. проектов и прожектов было достаточно много. Но с высоким качеством проработаны были только три:

  • Т-39 (ХПЗ);
  • Т-100 (завод № 185);
  • СМК (Кировский завод).

Т-46-5 (Т111) первый танк с противоснарядным бронированиемРаботы по созданию первой машины закончились на стадии деревянного макетирования. Поэтому больше мы к Т-39 возвращаться не будем.

О танке Т-100 подробно рассказано здесь.

Данная статья посвящена третьей машине, танку СМК, проект которого был разработан под руководством Ж.Я.Котина на Кировском заводе (Ленинград). Фактически СМК и Т-100 отличались друг от друга незначительно. Но на вооружение планировалось принять только один из них.

начальный проект танка СМКГруппу проектировщиков возглавил Ермолаев А.С. По предварительным расчётам, масса новой машины должна была составить 55 тонн. Исходя из этого показателя, выбирали двигатель. остановились на 12 цилиндровом бензиновом двигателе, использующимся в авиационной промышленности, мощностью 850 л/с. Это, по мнению разработчиков, позволит новой машине двигаться по шоссе со скоростью около 35 км/ч и иметь запас хода в пределах 220 км.

Конструкторы старались ещё на этапе проектирования избежать конструктивных недостатков, которые были присущи Т-35. Решался вопрос с формой корпуса и башен (согласно предварительным ТТТ АБТУ их должно было быть не менее трёх), технологией их изготовления. Для визуализации работ был изготовлен деревянный макет в натуральную величину. Новая машина существенно отличалась от той, работы над которой велись до этого, Т-46-5 (Т-111). Это был практически первый советский танк, имевший противоснарядное бронирование.

СМКБыло решено сместить переднюю и заднюю башни от продольной оси танка: влево – переднюю, вправо – заднюю.

В центральной башне кругового вращения размещалось орудие главного калибра, 76-мм танковая пушка Л10 (боекомплект 150 выстрелов). В малых башнях устанавливались 45 мм пушки (боекомплект 300 выстрелов). Сектор обстрела передней башни составил 270 градусов, задней – 290 градусов. Планируемый экипаж – 7 человек.

СМК в разрезеНо, по-настоящему, работы начались только с 07.08.38, после выхода постановления № 198 сс, которым была поставлена задача: создать первый опытный экземпляр танка СМК до 01.05.39.

В октябре комплект конструкторской документации и деревянный макет танка были представлены макетной комиссии АБТУ. Комиссия, несмотря на отдельные отступления от требований ТТТ, дала добро на изготовление опытного экземпляра танка. В конструкции именно этого тяжёлого советского танка впервые была использована     торсионная подвеска, вместо спирально-пружинной.

Танк СМК превосходил Т-35 практически по всем основным показателям: проходимости, запасу хода, скорости.

макет СМККатанная броня толщиной 60 мм надёжно защищала новый танк от огня противотанковой артиллерии (37 – 45 мм). Бронирование крыши возросло до 20 мм, днища – до 30 мм. Машина имела характерные скошенные углы в передней части корпуса. Данное решение в дальнейшем успешно использовалось на танке КВ – 13 и танках серии ИС.

На демонстрации в Кремле, состоявшейся 09.12.38, было принято решение о сокращении количества башен с 3 до 2. и, начиная с января 1939 года, завод приступил к производству машины в металле.

СМК проекцииУпразднение третьей башни позволило упростить конструкцию корпуса и оснастить башню главного калибра кормовым пулемётом. Конструктивно была предусмотрена возможность установки зенитного пулемёта.

Пробный выезд СМК совершил уже 30.04.39. А с 31.07.39 машина пошла на полигонные испытания. танк прошёл испытания, но члены комиссии отметили определённые сложности, которые испытывает механик-водитель, управляя столь тяжёлой машиной. А также тот факт, что командир танка с большим трудом управлял ведением огня из двух пулемётов и двух башен одновременно.

Танк СМК прошёл испытания в ходе вооружённого конфликта на Карельском перешейке. В течение нескольких дней он участвовал в боевых действиях. Потом, при совершении марша, подорвался на фугасе, получил серьёзные повреждения ходовой части и до конца военных действий простоял на нейтральной территории. Попытки обеих сторон эвакуировать машину в свой тыл успехами не увенчались.

Повреждённый СМК

СМК, подорвавшийся на фугасе (1939 год)

После окончания боевых действий танк СМК удалось отбуксировать до ближайшей железнодорожной станции, для чего потребовалось 6 танков Т-28. там его разобрали и отправили для капитального ремонта на Кировский завод. После ремонта он должен был поступить в Кубинку. Но ремонт произведён не был и в середине пятидесятых годов танк пошёл в переплавку.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>