Компоновочная схема Т-100 от той, которая в настоящее время является классической, отличалась тем, что вооружение танка разместили в двух конических башнях, которые последовательно установили вдоль продольной оси его корпуса друг за другом.
Корпус «тяжёлого танка прорыва», как именовался в официальных документах новый танк, представлял собой клёпано-сварную конструкцию, изготовленную из броневых листов разной толщины: 30 мм – днище, 20 мм – крыша, 60 мм – башня, борта и лоб корпуса. Бронирование танка создавалось как противоснарядное, с учётом задач, которые ему предстояло решать в боевой обстановке (уничтожение противотанковых средств, надолбов и долговременных огневых сооружений). В конструкции использовались гужоны и усиливающие уголки. После сборки швы проваривались.
Для выхода и посадки экипажа танка в его конструкции были предусмотрены люки: по одному в каждой башне, один в носовой части справа по ходу, один в днище – использовался в качестве аварийного. Кроме этого имелось ещё два специальных технологических люка, которые размещались в крыше моторно-трансмиссионного (МТО) отделения (два) и в кормовой части танка (два) и предназначались для удобства обслуживания агрегатов трансмиссии и двигателя в полевых условиях.
Основное вооружение было установлено в задней башне, которая крепилась на достаточно высокой подбашенной коробке и обеспечивала круговое вращение. Отделение управления разместили в носовой части корпуса. В нём находились рабочие места механика-водителя (по продольной оси в центре корпуса) и радиста (справа от м/в). Передний обзор м/в обеспечивался через небольшой лючок со смотровой щелью, которую защищало бронестекло. Передние бронелисты крепились под углом. К нижнему монтировались буксировочные кольца. Курсового пулемёта предусмотрено не было. Впереди слева, над люком м/в крепилась фара.
В центральной части корпуса находилось боевое отделение (б/о), объединяющее боевые отделения обеих башен. В б/о главной башни (большой) находились рабочие места трёх членов экипажа: командира танка. Заряжающего и наводчика. В б/о малой башни находилось два члена экипажа: командир башни (он же наводчик) и заряжающий. Кроме этих семи мест конструктивно было предусмотрено рабочее место для восьмого члена экипажа, техника.
На крыше переднего б/о монтировалась малая башня, имевшая коническую форму, в которой устанавливалась 45 мм пушка 20К (с прицелами ТОП и ПТКУ) и спаренный с ней пулемёт ДТ (7,62мм). Маска орудия и сама башня выполнялись сварными, лобовой щиток – клёпаным.
На крыше надстройки корпуса основного б/о устанавливалась башня с пушкой Л-10 (76,2 мм) с длиной ствола 17 калибров, которая также была спарена с ДТ и оснащалась прицелами ПТ-1, ПТК, ТОД. Возможность установки кормового пулемёта отсутствовала, но была предусмотрена возможность установки турельного зенитного пулемёта с прицелом ТЗП. С правой стороны на крыше этой башни имелась командирская башенка, оснащённая смотровыми щелями. Её поворот осуществлялся отдельным механизмом, маховик ручного привода которого имел кнопку электроспуска для этого пулемёта. В передней части крыши башни монтировались приборы наблюдения (зеркальные и со стёклами триплекс).
Л 10 имела углы вертикального наведения в диапазоне от – 5,5 до + 26 градусов.
20 К имела углы вертикального наведения в диапазоне от – 4,5 до + 26 градусов, в горизонтальной плоскости – 256 градусов.
И конструкторы, и заказчики считали, что данное вооружение Т-100 мера временная и вынужденная, так как пушка Л10, созданная к тому времени для замены КТ-28, превосходила свою предшественницу крайне незначительно, а в чём-то даже уступало ей. Бронебойный снаряд, выпущенный из Л10, не в состоянии был пробить броню толще 50 мм. И устанавливали это орудие только потому, что новые артсистемы ещё не производились серийно.
Пушка 20К, считавшаяся вспомогательной, являлась стандарным образцом танкового вооружения для всех лёгких танков СССР того периода (1933-1939 г.г.). Она была создана как аналог германской 37 мм пушки Rheinmetall и по дульной мощности даже превосходила Л10. С расстояния 1 км она пробивала лист брони толщиной 35 мм.
Возимый боекомплект танка включал в себя 120 выстрелов для Л 10, 393 выстрела для 20К (в кассетах по три выстрела) и 68 дисков к пулемётам ДТ (4284 патрона).
В кормовой части корпуса монтировался двигатель, представлявший собой V-образный 12 цилиндровый четырёхтактный авиационный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, развивавший мощность до 850 л/с при 1850 об/мин и механическая трансмиссия. Марка двигателя – ГАЗ-34-ВТ.
Его пуск осуществлялся по одной из двух схем: сжатым воздухом или электрическим стартёром. Охлаждение водяных радиаторов было аналогично тому, которое создавалось для Т-29. Топливо, общий объём которого составлял 1160 л, размещалось в 4 топливных баках, изготовленных из алюминия. Этого запаса хватало на совершение 120 км марша по просёлочной дороге или 160 км – по шоссе.
В трансмиссии использовалась трёхходовая пятиступенчатая коробка передач (1 скорость назад и 5 вперёд). Тормоза и боковые фрикционы управлялись пневматическими сервоприводами, которые дублировал привод механический. Использование сервоуправления существенно облегчало управление танком на поворотах и при торможении. Но выход его из строя делал эту процедуру достаточно сложной, так как величина требуемого усилия на рычагах возрастала до 80 кГ.
При конструировании ходовой части была использована индивидуальная подвеска, кривошипно-балансирная с листовыми рессорами (по 7 опорных катков на каждый борт). На переднем катке устанавливалась буферная рессора. От возможных повреждений в боевой обстановке все элементы подвески были защищены навесными броневыми экранами и опорными катками.
Гусеничный движитель танка Т-100 имел:
- десять поддерживающих и восемнадцать опорных двускатных катков, имеющих наружную амортизацию;
- ведущие колёса, оснащённые съёмными зубчатыми венцами;
- направляющие колёса, оснащённые винтовыми механизмами натяжения;
- гусеницы цевочного зацепления (мелкозвенчатые), собранные из штампованных траков, имеющих открытый металлический шарнир.
Осуществлять натяжение гусениц можно было не выходя из танка.
Электрооборудование на Т-100 спроектировано по однопроводной схеме. Питание сети осуществлялось от генератора постоянного тока с мощностью до 3 кВт и 4 последовательно соединёнными АБ марки 6СТЭ-144.
Генератор монтировался на коробке передач. Его привод обеспечивался щестернёй привода вентилятора системы охлаждения двигателя.
На танке в качестве средства связи применялась радиостанция 71-ТК-3. Кроме данной р/с в пулемётной башенке дополнительно устанавливался для осуществления внешней связи светосигнальный прибор: белый, красный, зелёный. Экипаж общался между собой по ТПУ-6.
Для пожаротушения имелись ручные огнетушители с тетрахлоруглеродом.
Поделитесь с друзьями: