Т-38 (объект «09А»).
Танк Т-38, иногда ошибочно именуемый в документах «танкеткой», был создан на базе танка Т-37А и принят на вооружение 29.02.36. Фактически – это глубокая модернизация данной модели. Т- 38 серийно выпускался в период с 1936 по 1939 годы.
За этот период в РККА было поставлено 1340 машин /до конца 1937 – 1063 линейных танка, 168 – радиофицированных. В 1939 (уже была принят на вооружение модель Т-38М) на оставшихся от выпуска 1937 года корпусах дополнительно собрано 112 линейных танков/, которые предназначались для боевого охранения частей и подразделений на марше, организации разведки и связи, а также для непосредственной поддержки пехоты на поле боя.
Данный танк принимал участие в боевых действиях во время так называемого Польского похода (1939), советско-финской войны (1939-1940), в боях начального периода Великой Отечественной. Отдельные экземпляры танков Т-38 принимали участие в боевых действиях вплоть до 1944 года, а в тылу сосмтояли на вооружении до окончания второй мировой войны.
В 1937 году КБ завода № 37 получило техническое задание на модернизацию Т-38, так как войсковая эксплуатация машины выявила ряд серьёзных недостатков конструкции. Были повышены требования к боевым качествам и поставлена задача снизить себестоимость выпуска танка за счёт унификации основных узлов с серийно выпускающимся лёгким полубронированным артиллерийским тягачом «Комсомолец».
Но уложиться в установленные сроки завод не смог в силу целого ряда объективных причин. Во-первых, коллектив КБ был существенно ослаблен репрессиями, поводом для которых отчасти послужили и негативные отзывы о танке, поступавшие из войск. Во-вторых, завод осуществлял серийный выпуск «Комсомольца» и имел достаточно напряжённый план выпуска указанных машин. В – третьих, КБ была поставлена ещё одна задача – параллельно заниматься разработкой нового плавающего танка, имеющего колёсно-гусеничный движитель, Т-39. Поэтому первые два опытных Т-38М были готовы к полевым испытаниям только к апрелю 1938 года. Они конструктивно несколько отличались один от другого. Но указанные различия были не столь существенны.
Внесённые в модернизированный вариант изменения существенно повысили боевую эффективность танка, но привели к возникновению новых дефектов конструкции, что является вполне естественным результатом испытаний новых образцов техники. Однако НКВД посчитало факт диверсии налицо и арестовало главного конструктора завода Н.А.Астрова, которому несколько месяцев пришлось доказывать свою невиновность. К счастью это ему удалось. В январе 1939 танк Т-38М начал поступать на вооружение РККА.
В окончательном виде танк имел корпус от Т-38М-1, оснащённый радиостанцией, и ходовую часть от Т-38М-2, а также получил башню улучшенной формы, больший боекомплект.
Данная машина должна была начать поступать в войска с февраля 1939 года, однако, затянувшаяся процедура согласований с НКО и НКВД, привела к перенесению указанной даты на более поздние сроки. За это время ГБТУ (главное бронетанковое управление) РККА существенно пересмотрело свои взгляды на малые плавающие танки. Решено было отказаться от Т-39 и сделать приоритетным объект «010» этого же завода, который в армейском варианте получил обозначение Т-40. Танк Т-40 по заложенному в него потенциалу для модернизации и присущим ему боевым свойствам получился значительно лучше, чем его предшественник Т-38М. отменять государственный заказ на Т-38м не стали, но количественные характеристики понизили до 10 (согласно другим источникам – 15) танков. После этого завод № 37 полностью перешёл на выпуск Т-40. работы над Т-38М были свёрнуты.
Поделитесь с друзьями: