“МАРК-1″. Часть 4. Борьба за трансмиссию

Как-то во время ходовых испытаний раздался очень неприятный треск. На видео, представленном ниже, он отчетливо слышен с 57 по 59 секунду, при движении танка задним ходом.

 

 

Это было «начало конца» главных передач. Первоначальный вариант трансмиссии выглядел так:

 

Первоначальная версия трансмиссии

Первоначальная версия трансмиссии

 

Вид на трансмиссию с другой точки

Вид на трансмиссию с другой точки

 

Мотор от шуруповерта 775 серии, через свой же планетарный редуктор, вращал малую шестерню зубчатой пары от углошлифовальной машины. Большая шестерня была жестко посажена на вал ведущих звёздочек. Учитывая, что всё это хозяйство располагалось в «понтоне» внутри гусеницы, вся грязь летела как раз туда, «куда надо», включая глину, камешки, веточки и прочую листву.

Попадая в зазор шестерён главной передачи, инородные тела стремились отжать шестерни друг от друга, вызывая дополнительную нагрузку на подшипники валов, в конце концов просто ломая каркас этого углового редуктора.

Пришлось заменить подшипники, усилить каркас и сделать кожух, закрывающий угловую передачу:

 

кожух, закрывающий угловую передачу

кожух, закрывающий угловую передачу

 

Это помогло, но ненадолго. Скоро опять началось проскальзывание зубьев из-за разрушения каркаса. Очевидно, требовалось применение какого-то цельного корпуса редуктора. Это тянуло за собой переделку всего блока ведущих звездочек.

Дополнительно я убедил себя в том, что изначально шестерни УШМ рассчитаны на работу с большой скоростью и малым передаваемым усилием. В самом деле – кто сильно давит на «болгарку» при работе? То есть применяемые шестерни имеют довольно низкое модульное значение. Проще говоря – сравнительно низкая высота зуба предъявляет довольно высокие требования к отсутствию радиального перемещения ведущей (малой) шестерни и осевого перемещения ведомого (большого) зубчатого колеса. И если эта схема успешно работает на моделях танков масштаба 1:16, то, в моем случае, при масштабе модели 1:8, и основном материале – сталь, применение этих шестерён становится источником проблем при эксплуатации. Вес, будь он неладен...

 

Изготавливать какой-нибудь целиковый фрезерованный корпус, обеспечивающий требуемую жесткость валов относительно друг друга, я не стал. Вместо этого решил перейти на механическую передачу, заведомо применяемую для передачи большого усилия при малой скорости вращения. Для этого прекрасно подошла велосипедная цепная.

 

Мотор с редуктором от шуруповерта был снят. После подрезки каркаса и, частично, кожуха, в понтон был установлен мотор-редуктор от детского автомобиля. Правда теперь часть редуктора выступает в окно спонсона, а мотор располагается в боевом отделении танка. Но с тем, что это может помешать вращению пушек, следовало бороться потом. Ходовая - намного важнее «пулялок».
Звездочку, которой приводится в движение ведущее колесо, сделал о двенадцати зубьях. Само ведущее колесо имеет 15 зубьев. Так что приводная цепь гусенице не мешает.

 

Размещение привода

Размещение привода

 

Размещение звёздочки

Размещение звёздочки

 

Размещение звёздочки

Размещение звёздочки

 

Привод

Привод

 

Попробовал в движении. Левая гусеница имеет новый цепной привод. Правая, старый, редуктор с коническими шестернями, который уже трещит под нагрузкой, проскальзывая, но немного двигаться позволяет. Цепной привод медленнее. Уменьшил расход на канале правой гусеницы. И, в общем, идет танк.

Возможные слабые места:

  • соединение звездочки с пластиковой выходной шестернёй редуктора;
  • и возможное соскальзывание цепи со звёздочек из-за их эксцентриситета, если натяжитель не справится. Особенно на заднем ходу.

 

Переделал на цепь вторую гусеницу. Попробовал. Вроде неплохо. Скорость, правда, упала. Ну, не в гонках участвовать. Поставил на место спонсоны. Проверил – тот факт, что моторы перекочевали в средний отсек, вращению пушек не мешает. Обрадовался. Решил поставить аккумуляторы и погонять модель на износ.
Последний наступил уже через 15 минут. Правый редуктор затрещал и работать отказался.
Танк затащил в гараж. Поднял на стол. Снял правую стенку. Редуктор горяченный. Скорее всего перегрелся от работающего мотора. Разобрал. На последней шестерне видны следы проскальзывания - зубы чуть стёсаны на угол.

 

Стал разбираться. Решил, что, так как корпус пластмассовый, оси, от нагрева и нагрузки, потеряли своё положение относительно друг друга. Увеличился боковой зазор. Можно усилить редуктор стальными стенками. Сидел, крутил дальше. И нашёл, что шестерня имеет довольно большой, глазом заметный эксцентриситет при вращении на своей оси. Так что и зазор между зубьями гуляет, получается.
В принципе, изготовив стальной корпус и задав в нём жесткое и выверено близкое расположение осей, можно, наверное, попробовать эксплуатацию дальше. Ведь, пока пластмассовый корпус не размягчился от нагрева, всё работало исправно.

 

Однако – стоп. Я опять иду по пути, от которого отказался не так давно, от усиления корпуса редуктора.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>