Танковое трио. Часть первая.

В середине пятидесятых годов у высшего военного командования в различных государствах мира начинает складываться убеждение в том, что новая война, если таковая будет иметь место, потребует кардинально пересмотреть подход к современному танку.

 

объект 430_2

объект 430

Всё чаще стали звучать высказывания о том, что следует отказаться от деления танков на лёгкие, средние и тяжёлые, и заменить их единой универсальной машиной с мощным вооружением, надёжным бронированием и высокой скоростью. Такие танки получили наименование ОБТ.

Создание ОБТ в СССР это весьма запутанная страница нашей истории. О том, как разрабатывался Т-64, и создавались на его базе Т-72 и Т-80 в открытых источниках очень много информации, зачастую противоречивой. Здесь весьма уместным будет цитирование фразы Михаила Задорнова о том, что: «Россия, это страна с непредсказуемым прошлым».

Реальные факты подвергались искажениям в угоду сиюминутной конъюнктуре, появлялось огромное число домыслов и вымыслов.

В таких непростых условиях удалось создать действительно революционную машину. Т-64 задал вектор развития советского танкостроения на десятилетия вперёд.

объект 140

 

объект 140

Тот факт, что из трёх советских танковых КБ, в современной России осталось только одно, прямо или опосредованно влияет на селекцию информации. Я постараюсь объективно рассказать о истории его создания и появлении Т-72 и Т-80.

Чтобы понять, насколько это сложно, достаточно назвать период, на протяжении которого происходили рассматриваемые события, более 50-ти лет.

Фактически сюда укладываются все события, от утверждения в 1955 году ТТТ к новой машине, и заканчивая началом разработки Т-14. Прямо или опосредованно на происходившие процессы влияли тысячи учёных, конструкторов и военных, политических и государственных деятелей.

Историю этого трио невозможно рассматривать, не учитывая жесточайшую борьбу между различными школами отечественного танкостроения, фигуры их разработчиков. Невозможно опустить лоббирование интересов того или иного КБ, и использование «административного ресурса».

Каждый рождающийся танк был квинтэссенцией концепций и идей, человеческих амбиций и личных интересов его создателей.

Как это начиналось

При оценке танков, о которых пойдёт речь в настоящей статье, необходимо исходить их требований середины пятидесятых, а не рассматривать их с высоты сегодняшнего опыта. Не следует принимать за аксиому оценки того или иного эксперта (например, господ Костенко или Карцева). Это всего лишь «одна из» возможных точек зрения, которая может быть субъективной.

Напомним, что советское танкостроение рождалось в Ленинграде. Именно там возникла первая в СССР школа танкостроения. Танковое КБ было создано на Кировском заводе (ЛКЗ).

Вторая школа сформировалась в Харькове. Речь идёт о ХКБМ.

Третья родилась в первые послевоенные годы на Урале, в городе Нижний Тагил (УВЗ). Для удобства изложения материала сохраним данные наименования на протяжении всего рассматриваемого материала.

Работы ленинградского КБ начались с лёгкого Т-26. Затем завод, в качестве приоритетного, решил сделать ставку на танки тяжёлые (Т-35, линейка КВ и ИС. Последняя завершилась созданием Т-10)

Харьковчане начинали с лёгких «БТ». Позднее, по инициативе Кошкина, были начаты разработки Т-34. В последующем (совместно с представителями УВЗ) создавались машины Т-44 и Т-54.

На Урале собственной танковой школы до войны не было. Её возникновению и становлению способствовала эвакуация в Нижний Тагил Харьковского КБ, находившегося в этом городе с 1941 по 1951 год. Все ведущие сотрудники данного КБ, во главе с генеральным конструктором Морозовым трудились там всё это время. (Не совсем понятно, почему их не отпускали домой так долго. Но, из песни слова не выкинешь).

Харьковчане на Урале продолжали работать над Т-34. Именно здесь возникла модификация Т-34-85. Однако, сам танк создан в другое время и в другом месте.

После того, как группа ведущих конструкторов, во главе с Морозовым, отбыла в Харьков, тагильчане продолжали работать над совершенствованием Т-54, созданием Т-55 и Т62. Именно в это время на Урале реально сформировалась третья школа танкостроения.

начало                                                                                                              продолжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>