История отечественного танкостроения хранит немало любопытных фактов. Некоторые технические решения, найденные 20 - 40 лет назад, поражают наше воображение и сейчас.
*********************
Информацией о том, что танки и иная бронетехника может плавать, сегодня не удивишь никого. А как бы вы отнеслись к информации о том, что танк плывёт со скоростью более 50 (пятидесяти) км/час?!
И плывёт, не форсируя реку, пусть и такую широкую, как Волга, а в открытом море, при волнении до 5 баллов и на расстояния, превышающие 300 (триста) километров?!
Фантастика? Нет реальность «данная нам в ощущениях».
Знакомьтесь – «проект 80». Работы были доведены до приёмных испытаний, но танк так и не поступил на вооружение нашей армии. В связи с этим информации об этой уникальной разработке крайне мало. В этой статье я использую материалы статьи, подготовленной двумя авторами: Сергеем Апресовым и Юрием Веремеевым. К сожалению, я не имею их координат и не смог запросить на это разрешение. Но, надеюсь, что они не стали - бы возражать против данной публикации.
Итак, морское скоростное (МСТДП) танкодесантное плавсредство. Оно же, проект 80. эта разработка принадлежала КБ «Волгобалтсудопроект» (в настоящее время – КБ «Вымпел») и была воплощена в металле на Навашинском судостроительном заводе. Время начала работы над проектом – конец пятидесятых годов. Люди, интересующиеся историей, прекрасно представляют международную обстановку тех лет. И возникает вопрос, на который у меня нет точного ответа: кому, а главное, для чего (?) понадобился мореходный танк, который был способен обгонять практически все речные и морские суда (и корабли!) того времени, за исключением, пожалуй, торпедных катеров.
Согласно выданному АБТУ техническому заданию МСТДП должно было:
- быстро принимать на борт танк Т-54 (позднее Т-55);
- иметь скорость на плаву 50 и более км/час;
- обладать высокой мореходностью (совершать движение при пятибалльном волнении);
- обеспечивать танку возможность стрельбы на ходу прямо с воды.
За основу взяли танковый понтон, оснастив его автономной силовой установкой и подводными крыльями. Причём в качестве двигателя применялся двигатель от «Ракеты» мощностью 1200 л.с. крылья также разрабатывались головным ЦКБ, которое занималось созданием судов на подводных крыльях.
В комплект МСТДП входило два таких катера. Они закреплялись (навешивались) на танк по бокам, аналогично понтонам, не имевшим двигателей. для того, чтобы приподнимать пантоны над землёй, на каждый из них установили по два гидроцилиндра. До определённого уровня танк входил в воду с вывешенными плавсредствами. Подводные крылья в транспортном положении поднимались и чем-то напоминали устанавливаемые на современных автомобилях конструкции типа «антикрыло». Расположенные позади и впереди танка крылья-стяжки также поднимались и прижимались в походном положении к бортам танка. В момент достижения конструкцией водоизмещающего положения данные стяжки опускались и, защёлкиваясь на уровне днища плавстредства, создавали жёсткие поперечные перекладины. Такая конструкция удерживала катера, которые не расходились в разные стороны и могли нести танк. После формирования данной жёсткой конструкции танк гидроцилиндрами поднимался вверх, «задавливая» пантоны в воду и повышая, тем самым, их водоизмещение.
«Проект 80» оснащался малопогруженными подводными крыльями, конструктором которых был Ростислав Алексеев. Их плюсом была возможность достижения высокой скорости, минусом – явно выраженные противопоказания к сильному волнению. Рулевая колонка катера и его гребной винт конструктивно совмещались с подводным крылом, устанавливаемым сзади. Это давало возможность регулировать глубину погружения винта. Конструкция отходила от берега в водозамещающем положении и, по достижению определённой глубины, полностью опускались подводные крылья. Упомянутые ранее поперечные стяжки, кроме функций рёбер жёсткости помогали катерам подняться над водой, так как тоже имели профиль крыла.
Очень важным преимуществом «объекта 80» было конструктивное решение, позволявшее проводить навеску на танк катеров и смыкание стяжек-крыльев в автоматическом режиме. Время подготовки плавсредства к началу переправы не превышало 45 минут. Вышедший на берег танк освобождался от данной конструкции всего за 3 минуты.
Первый макет изделия в масштабе 1:2 навашинские судостроители изготовили в 1966 году. Для испытаний была выбрана небольшая и тихая речка Тёша. Они прошли успешно. И уже в 1967 опытный образец начали испытывать в Севастополе. Экипаж состоял из двух человек, моториста и водителя.
Испытания начались с приятных результатов. На первом же испытании «80» разогнался до 58 км/час, превысив, тем самым, требования ТЗ. Затем начались проблемы с прочностью стяжек и мореходностью. Изделие отказывалось идти на крыле при большом волнении. 3 балла при запрашиваемых 5. При большем волнении пантоны зарывались в воду, захлёстывало дизеля и .п.
Ведение огня с воды – сложнейшая задача, которую изначально считали «выполнимой условно». Другими словами – невыполнимой вообще. Прицелы, установленные на танках, не рассчитаны на такую стрельбу. Здесь потребовались иные системы стабилизации и наведения. Второй сложнейший узел проблем – огромная динамическая нагрузка на пантоны и их элементы, возникающая от образующейся при выстреле ударной волны, а также на крепление конструкции к танку.
Данная задача не решена до настоящего времени. Эффективная стрельба ПТ-76 на показательных выступлениях, всего лишь постановочный трюк. В этих случаях используются холостые заряда, да к тому же ещё и вполовину уменьшенные. А калибр данной пушки гораздо меньше той, которая стояла на танке, планируемом к десантированию (76 мм против 100мм). Да и сам ПТ-76 изначально плавающий. Несмотря на это испытательные стрельбы в рамках доведения «проекта 80» проводились. Но результаты их нельзя назвать даже удовлетворительными.
Несмотря на колоссальную сложность задачи по созданию плавсредства на подводных крыльях, она была решена. На судостроительных заводах в Астрахани, Рыбинске и Навашино было изготовлено в общей сложности 13 комплектов МСТДП «проекта 80», из которых сформировали батальон «крылатых танков», который разместили в Севастополе. По непроверенным данным несколько машин было направлено на Балтику.
В 1971 году проект закрыли. Ответа на вопрос – почему? – нет. Но, обращаясь к исторической оценке того периода, ответить на него сейчас не сложно.
Поделитесь с друзьями: