Танк КВ-1. Модификации. Часть 1

В настоящей статье я попытался систематизировать имеющуюся в открытых источниках информацию о выпускавшихся вариантах танка КВ-1 и, по мере возможности, устранить имеющиеся на эту тему неточности.

Сложность работы заключалась, в первую очередь, в том, что официального подразделения выпускавшихся на ранних этапах танков КВ-1 практически не существовало. Во всей имеющейся документации машина именуется «тяжёлый танк КВ». предлагаю вашему вниманию один из вариантов систематизации.

танк У-0Проект танка КВ – 1 первоначально разрабатывался как альтернативный однобашенный вариант тяжёлого танка прорыва СМК.

Первый опытный экземпляр, обозначавшийся У-0, имел в одной башне сразу две пушки: Л-11 калибра 76,2 мм и 20-К калибра 45 мм. Опытные испытания показали чрезмерную громоздкость двухорудийной установки для имевшейся башни. Поэтому, при направлении опытного КВ для проверки  в условиях реальных боевых действий на Карельском перешейке 45 мм пушку демонтировали.

По результатам указанных испытаний из трёх новых танков (СМК, Т-100 и КВ) предпочтение было отдано последнему. При условии устранения выявленных недостатков танк был рекомендован к серийному производству (Решение КО при СНК СССР от 19.12.1939 г).

У-0 третье фотоНеэффективность 76,2 мм пушки в борьбе с долговременными огневыми сооружениями, выявленная в ходе боёв, наглядно показала насущную потребность иметь танк с более мощным вооружением. Так появился танк КВ «с большой башней», вооружённый 152,4 мм гаубицей. В отличии от которого танк-прототип стал именоваться танком «с малой башней». Только в 1941 году официально появились наименования КВ-1 и КВ-2 соответственно.

Теоретически корпуса танков КВ-1 и КВ-2 были различны по своей конструкции и обозначались в проектной документации как У-0 и У-7 соответственно. Однако на опытных вариантах башни часто переставлялись с корпуса первой машины на корпус второй, что существенно усложняет дифференциацию опытных экземпляров.

Примеры:

  1. У-0 4У-0 первоначально имел малую башню с пушкой Л-11, которую затем поменяли на МТ-1 (первую «большую башню» с установленной в ней 152,4 мм гаубицей). Это было сделано для того, чтобы провести полевые испытания последней.
  2. Опытный У-2, на который, 22.02.1940, установили «малую башню» с У-0, повторно направлен на Карельский перешеек для продолжения испытаний.
  3. 29.02.1940 туда же направили танк У-3, оснащённый башней МТ-1.
  4. У-4, оборудованный МТ-1 до завершения боевых действий окончить не успели.

У-0 6Испытания показали, что бронирование и вооружение нового танка полностью соответствует предъявляемым к нему требованиям. А вот двигатель и трансмиссия нуждаются в доработках. Машина была для них излишне тяжела.

Несмотря на это ряд членов правительства и высшего командования РККА настолько были впечатлены результатами, показанными танками в боях, что требовали полностью отказаться от производства среднего Т-34 в пользу КВ-1 и КВ-2. Только благодаря принципиальной позиции Наркома танковой промышленности Малышева и поддержавшего его генерала Катукова этого удалось избежать.

Предсерийные танки КВ и КВ «с малой башней»

Весной 1940 года на ЛКЗ продолжались плановые работы по доводке опытных машин и производству установочной партии танков КВ. но в мае правительство потребовало от завода существенного увеличения выпускаемого количества танков КВ в оставшийся период 1940 года. А именно: выпустить 130 танков с 7-и тонной «малой башней» (пушка 76,2 мм) и 100 танков с 12-и тонной «большой башней» (гаубица 152,4 мм).

У-0 1Чтобы выполнить новое задание в срок пришлось на ходу перерабатывать документацию, как производственную, так и проектную, и вносить в неё изменения, обеспечивающие повышение технологичности сборки танков и упрощающие процесс её изготовления.

В рамках этих работ были изготовлены машины серии «У». В частности, на У-18 появилась малая башня новой конструкции (гранёная). В отличии от имевшейся ранее малой круглой, выпуск которой требовал мощных прессов и разнообразных штампов, технология изготовления новой башни была существенно упрощена. Упразднили и имевшиеся на первых машинах надгусеничные полки, с размещавшимися на них ящиками так называемого «авиационного типа», которые показали себя неудобными в процессе эксплуатации.

Старания конструкторов так и не позволили полностью устранить присущие машине конструктивные недостатки. На У-1 с гаубицей и У-7 с пушкой в ходе летних испытаний вновь были выявлены значительные недостатки в силовой и двигательной установке. Работы по устранению выявленных недостатков и развёртывания серийного производства привели к тому, что первые месяцы завод выпускал всего по 5 - 8 машин ежемесячно. Но до 01.01.1941 завод сумел поставить в войска 139 танков КВ-1 и 104 танка КВ-2. Правда, это существенно сказалось на качестве данных машин.

В 1941 году по решению КО при СНК СССР выпуск танков КВ должен был быть налажен ещё на нескольких заводах.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>