КВ-1 производства ЛКЗ образца 1939 года (вооружение – пушка Л-11, установленная в сварной башне)
Выпускавшиеся с апреля 1940 года первые серийные машины во многом были похожи на опытные экземпляры с орудием Л-11 (проект 1939 года), установленной в маске «свиное рыло», которая сильно похожа на германскую «Saukopfblende». Правда последняя появилась несколько позднее.
Практика показала крайнюю ненадёжность данной пушки и недостаток её мощности. Ствол пушки был подвешен под её люлькой, что существенно снижало точность ведения огня. Дважды в одно место попасть было практически невозможно.
На опытных машинах ставилась башня, имевшая гнутый кормовой лист. На серийных его заменили плоским броневым листом. Конструкция башни стала клёпано-сварной и получила коробчатую форму, существенно облегчавшую её изготовление. Реальное серийный выпуск танков началось в ноябре-декабре 1940 г.
КВ с малой башней проекта 1939 г. имели в лобовом броневом листе корпуса амбразуру для стрельбы из штатного оружия экипажа, которая находилась рядом с люком (смотровым) механика-водителя.. На более поздних танках на этом месте в шаровой установке монтировался пулемёт ДТ калибра 7,62 мм. Все КВ в дальнейшем данное размещение пулемёта сохраняли.
Первые КВ имели башенный пулемёт, установленный в кормовой части, установленный по упрощённому варианту. Позднее это крепление заменили на стандартное шаровое крепление.
Танки проекта 1939 г. отличались достаточно высоким качеством изготовления и обработки практически всех деталей и ясностью форм. Опорные катки (двойные) были стальными и оснащались резиновыми втулками, а ролики поддерживающие – резиновыми бандажами, что значительно способствовало плавности хода машины.
Проблемы с резиной привели к тому, что после 1941 года танки всех резиновых деталей лишились.
КВ проекта 1939 выпускался только Кировским заводом. В документации Наркомата танковой промышленности и заводов-производителей танка КВ периода 1939 – 1941 годов практически отсутствует различия, между выпускавшимися вариантами машины. Все танки именовались «тяжёлый танк КВ», либо «КВ с малой башней». Только с лета 1941 года появилась градация КВ-1 и КВ-2. Но последняя также не учитывала существенных изменений в их производстве и конструкции.
Поэтому в настоящем материале для разграничения различных модификаций танка и завода – изготовителя последнего будет указываться год разработки конкретного проекта (не путать с годом запуска в серию) и его основной производитель. ЛКЗ, например.
КВ-1 производства ЧТЗ и ЛКЗ образца 1940 года (вооружение – пушка Ф-32, установленная в сварной башне)
В конце 1940 г. принимается решение о необходимости кардинальной переработки всей конструкции танка КВ-1. Побудительной причиной для этого стала установка на танк нового вооружения и налаживание его серийного производства.
Танк проекта 1940 года начали серийно выпускать с января 1941 года. Первоначально только на ЛКЗ. В отличии от предыдущего проекта эта машина получила новую башню (доработанную башню проекта 39 года), в которой устанавливалась пушка Ф-32, имевшая длину ствола 31,5 калибра. Для её установки была разработана новая маска, аналогичная используемой на танке Т-34.
Пушка Ф-32 являлась модернизацией танковой пушки типа Ф-22, которая испытывалась ещё на БТ-7А. хотя в это же время на Т-34 уже устанавливали пушку Ф-34, более мощную и эффективную, чем Ф-32. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда средний танк был вооружён мощнее тяжёлого.
Чтобы изменить сложившийся дисбаланс велись опытные работы по вооружению танка КВ-1 пушками калибра 85 или 95 мм, но практического результата добиться не удалось. Пушку Ф-27, с лучшими баллистическими характеристиками, также не вписалась в конструкцию.
Начиная с 01.07.1941, в целях увеличения количества выпускаемых танков КВ-1 с производства на ЛКЗ был снят КВ-2. Следующим шагом явилось упрощение конструкции устанавливаемой на КВ-1 башни и установка новых усиленных опорных катков.
Анализ участия КВ в первых боях с Вермахтом показал, что он недостаточно защищён от огня 57 мм противотанковых и, особенно, зенитных орудий калибра 88 мм, имевшихся на вооружении немецкой армии. Поэтому, несмотря на перегруженность трансмиссии танка, его слабый двигатель и подвеску, было принято решение об усилении бронирования КВ-1, как временной меры, обеспечивающей повышение его защищённости.
На танках проекта 1940 г., выпускавшихся с конца 1941 года (октябрь), на переднюю стенку отделения управления и передние наклонные листы корпуса стали дополнительно наваривать броневые листы, имевшие толщину 20 мм. Башенный погон защищали дополнительно устанавливаемыми броневыми листами толщиной 50 мм.
После эвакуации завода из Ленинграда на Урал (в Челябинск) КВ-1 проекта 1940 г. стали выпускать и здесь. Первая машина сошла с конвейера в феврале 1941г. Производство танков данного типа продолжалось до октября 1941 г., пока не закончились имеющиеся танковые пушки Ф-32.
Челябинские конструкторы, сокращая трудозатраты, внесли в проект множество изменений. Например, только в июле 1941 года их было 349, а в августе уже 1322. Ленинградский завод в условиях осады не мог позволить себе этого. Поэтому до конца сентября 1941 года они выпускали танк по старой документации.
Танк КВ-1 с двигателем М-17
Массовая эвакуация предприятий привела к нарушению и неритмичности поставок требуемого оборудования и материалов. В связи с этим, чтобы не снижать число выпускаемых танков, конструкторам приходилось оперативно решать инженерные задачи «с тем, что есть». Именно этим объясняется появление нескольких весьма необычных модификаций КВ-1.
Причём отличия касались не только формы корпуса, башни или вооружения, но и двигателя. Харьковский завод № 75, выпускавший дизеля В-2, в июле 1941 года начал эвакуацию на Урал. Возникла резкая нехватка двигателей для вновь выпускаемых танков. которую конструкторы ЛКЗ решили, установив на 35 машинах КВ (проекта 1940г.) изготовленных в сентябре 1941 г., двигатель М-17, разработанный для Т-35, вместо отсутствующего дизеля В-2.
Внешнее отличие этих танков от остальных машин выразилось в появлении пяти топливных баков на надгусеничных полках, ёмкостью по 160 л. Баки потребовались для компенсации повышенного расхода топлива М-17 (4,7 – 9,5 л на один км пробега, против 2,7 – 5,0 литра у В-2). Так же пришлось решать вопрос и на ЧТЗ в ноябре-декабре 1941 года. За это время в войска отгрузили 130 КВ-1 данного проекта, оснащённых двигателями М-17.
КВ-1Э. КВ-1 производства ЛКЗ и ЧТЗ проекта 1941 года, вооружённый пушкой Ф-32, установленной в сварной башне с дополнительной бронёй (экранами).
Данная модификация рассматривалась как временная мера, используемая до момента создания и запуска в производство модели, имевшей лучшую защиту.
Для этих целей использовали специально спроектированные экраны (броневые модули), которые крепили на борта корпуса и башню танка КВ-1. Это позволяло использовать имеющиеся танки, практически не меняя их конструкцию. Тем более, что находящийся в Ленинграде Ижорский завод не располагал соответствующим станочным парком для обработки утолщённой брони и выпуска более тяжёлых танков.
Решение ставить экраны на танки приняли в конце июня 1941 года. Комплект дополнительного бронирования состоял из броневых экранов разной толщины (от 20 до 35 мм). Экраны устанавливали на металлические бонки, предварительно приваренные к корпусу и башне танка. К последним они крепились болтами. То есть между дополнительной бронёй и основной оставался воздушный зазор. Такие танки стали именовать экранированными или танками с навесной бронёй.
Фотографий подобным образом доработанных КВ-1 проекта 1941 г. имеется достаточно много. А вот официальных документов о том, на каких предприятиях осуществлялась подобная модернизация, нет.
Уже к августу программу свернули ввиду того, что возросшая до 50 тонн масса танка являлась недопустимым перегрузом для силовой установки и ходовой части машины. Стали выходить из строя передние опорные катки, не выдерживая резко возросших нагрузок.
По дошедшим до нас фотографиям можно сделать предварительный вывод о том, что экранированию подвергались только машины, изготовленные в июле 1941 года (до того, как была введена башня упрощённой конструкции) комплекты для экранирования приходили не всегда «в сборе». Поэтому у некоторых КВ-1 дополнительные экраны стоят только на башне. Причём форма экранов, изготавливаемых в спешном порядке, была весьма разнообразна.
Стоит отметить, что экранированные КВ-1 встречаются только на ленинградском и Северо-Западном фронтах.
Модификация КВ-1 проекта 1941 года, выпускавшаяся ЧТЗ. Танк вооружался пушками Ф-32 или ЗиС-5, устанавливаемыми в сварной башне, имеющей упрощённую конструкцию
Ижорский завод в сентябре 1941 года активно вёл работы по созданию проекта новой сварной башни, которой планировалось заменить все ранее выпускавшиеся для танка КВ-1 башни.
С конца октября 1941 года на ЧТЗ приступили к выпуску КВ-1 проекта 1941 года (ЧТЗ) имеющего сварную башню с улучшенным бронированием задней части погона. От башни «деталь № 157» она отличалась рядом внесённых упрощений, которые позволяли увеличить выпуск танков. в этой конструкции удалось устранить почти все конструктивные недостатки, которые были присущи ранее выпускавшимся проектам.
Визуально отличие башни выражалось в том, что заднюю часть погона полностью удалось интегрировать в броню. В результате кормовая ниша стала смотреться заметно короче. Приборы наблюдения, которыми пользовался задний стрелок, сместили ближе к кормовой части башни, устранив, тем самым, мёртвую зону, существовавшую ранее над МТО.
На эти танки в основном устанавливали модифицированную пушку Ф-34 (ЗиС-5). Но на ранних выпусках ещё ставили Ф-32 (Пока выпуск ЗиС-5 не стал полностью перекрывать потребности в танковых пушках для КВ-1).
На последних выпущенных партиях данных танков уже просматривается использование корпусов образца 1942 года, имевших прямые броневые листы на корме.
Модификация КВ-1 (ЧКЗ) проекта 1941 года, вооружённая пушкой ЗиС-5, установленной в литой башне.
Работы по созданию для КВ литой башни велись с тех пор, как КВ-1 проекта 1939 года был запущен в серийное производство. В июне 1940 на ЛКЗ создали несколько её прототипов. Но запустить в серию не смогли, что объяснялось серьёзными проблемами технического характера, которые возникали при крупносерийном производстве танка с такой башней.
Подготовить опытное производство этих башен на Ижорском заводе в 1941 году тоже не смогли.
Следующий вариант подобной башни изготовили в марте 1941 года уже на заводе № 78. Но не смогли отладить технологический процесс литья детали таких размеров. Н Проблему усугубила эвакуация ЛКЗ. Серийное производство вновь отложили.
ЛКЗ и ЧТЗ в конце 1941 года постоянно наращивали выпуск танка КВ-1 со сварной башней. В это же время ЧКЗ продолжал работы по совершенствованию технологии изготовления литой башни, так как возможности выпуска «детали № 257» (именно так именовалась литая башня со 100 мм бронёй) позволяла получить ряд серьёзных преимуществ. Получив возможности использовать конструкторский потенциал сразу нескольких танковых КБ, «Танкоград» мог начать выпуск башни, имеющей лучшие баллистические формы и повышенную противоснарядную стойкость при той же толщине брони, что и у башен сварных. Даже при обстреле танка из 88 мм зенитных орудий Вермахта.
В январе 1941 вариант КВ-1 с такой башней был запущен в серийное производство и выпускался ЧКЗ вплоть до августа 1942 года. Но решить вопрос по отработке технологии изготовления литых корпусов КВ-1 в это время так и не смогли. Его смогли решить только в 1943 году уже на танках серии ИС (ИС-2).
Модификации танка КВ-1 производства ЧКЗ выпуска 1942 года, оснащённого усиленной литой башней и вооружённого пушкой ЗиС-5.
Конструкторами завода № 200 в декабре 1941 года был создан альтернативный вариант литой башни для КВ-1, получивший обозначение «деталь № 957». Все места башни, которые в предыдущей конструкции были признаны недостаточно защищёнными, защитили бронёй, усиленной до 120 мм. При этом масса новой башни не увеличилась. Танк в официальных документах стал именоваться «КВ проекта 1942 года с литой башней усиленной». Машина находилась в серийном производстве с января по август 1942 года.
Внешне похожая на предыдущую, новая башня имела более толстую броню в районе погона, воротник (кольцевой прилив) брони в районе крепления шаровой установки пулемёта, установленного в кормовой нише. Последние танки данного проекта получили корпуса нового типа, имеющие в кормовой части прямой броневой лист. На первых корпусах новой формы ещё сохраняли выпуклую крышку люка, через который обеспечивался доступ к двигателю (на крыше МТО), затем и она стала плоской. Машины этого проекта уже начали оснащаться усиленными литыми опорными катками, имеющими улучшенную конструкцию.
Визуально литые башни, изготовленные на УЗТМ, во фронтальной проекции выглядят шире, а башни завода № 200 уже и имеют явно видимые литьевые детали.
Поделитесь с друзьями: