Сегодня я хочу познакомить вас с моделью, изготовленной в Китае (компания Trumpeter). Знакомьтесь – BMP-3 MICV earty version. Модель изготовлена в масштабе 1:35. В комплект входят 750 литых пластиковых, 14 фототравленых, 5 прозрачных деталей и декаль на два варианта.
*******
В 1950 году в СССР появилось новое предприятие, «Курганмашзавод». Государство планировало производить на нём подъёмные краны. Но, уже в 1953 его перепрофилировали на заказы армейские. С конвейеров завода с 15.03.1955 пошёл АТ-С, созданный в КБ ЧТЗ, который в 1962 заменил АТС-59 уже собственной разработки.
В 1966 завод вновь поменял свой профиль. Он начал выпускать БМП-1, в 1980 – БМП-2, с 1987 – БМП-3. В марте года 2008 на заводские испытания вышли опытные экземпляры БМП-4.
Продукция этого завода давно пользуется вниманием у производителей масштабных моделей со всего мира. На российском рынке БМП-3 уже была представлена несколькими моделями от разных производителей. В частности, не совсем качественным комплектом (чтобы не выразиться более не литературно) украинской фирмы «Скиф». После знакомства с ним моя китайская покупка была приобретением «Майбаха» после езды на «Запорожце».
Правда это впечатление несколько испортилось при более близком знакомстве. Фактические размеры модели существенно отличаются от чертежей оригинала, на которые я ориентировался по журналу «Танкомастер» (№5 – 2000). Правда, проведя пересчёт, я с удивлением обнаружил, что мой контрольные чертежи изготовлены не в масштабе 1:35 (что декларировано), а 1:38 (?) и то весьма приблизительно. Оказывается при издании журнала чертежи «подгоняли» под страницу. Причём под каждую страницу – на свой процент.
Попытался привести всё к единому размеру. Взял за базовый поперечный габарит БМП-3 (по гусеницам), но получил сразу же тупиковый вариант. Длина корпуса на моём чертеже получилась больше необходимой на 4 мм. Сокращение её до паспортного значения автоматически уменьшало габарит поперечный и длину базы.
Поперечные габариты китайской модели достаточно точно соответствовали прототипу, поэтому я бросил эту шараду и принял решение принять за основу первый вариант проведённого масштабирования. Тем более, что кардинально что-то исправить на корпусе модели столь сложной формы я не мог чисто практически.
После этого работы пошли достаточно быстро. Два дня и модель вчерне была готова (без гусениц и мелочёвок). Сравнил то, что получилось, с фотографиями оригинала и почувствовал дискомфорт. Получалось не очень похоже. В первую очередь бросились в глаза различия в расстояниях меду катками. А понять, где «правильные» возможности не было, так как на графике из журнала два передних – далеко впереди, а на фото, впереди. но ближе. Обсчитывать боковые проекции с фото, соотнося диаметры катков с межкатковыми расстояниями, не получилось. Диаметр неизвестен. Погоревал и отправил недодел на антресоли, до «лучших времён».
Но «незавершёнка» покоя не давала. Интернет не помогал. Решил пойти на крайние меры, официально обратиться за интересующей меня информацией на завод, производящий БМП-3. Обратился. К моему удивлению и радости всего через месяц пришёл исчерпывающий ответ. Оказалось, что и на модели, и на чертеже размеры указаны не совсем точно (на чертеже отклонение даже больше, чем на модели). Причина – время изготовления этих чертежей для журнала. Тогда БМП-3 была машиной секретной и стращно дефицитной, даже Кубинка её не получала. Поэтому чертежи создавались по «косвенным» источникам.
С тем, что катки предстоит «двигать», я морально уже смирился. Но оказалось, что это не все проблемы. Диаметры катков оказались больше, чем требовалось. И поперечное их сечение не отвечало оригиналу, так как было сделано «на конус».
Помощь пришла, откуда не ждал. Петербургская фирма «Миниарм» предложила на рынок два набора, изготовленные из полиэфирных смол: ВМР-3 Track set and Drives sprockets» (артикул 35052) и BMP-3 Wheel set (артикул В35051). Т.е. набор с ведущими «звёздочками» и гусеницей и набор катков опорных. Проведя целевой поиск по специализированным магазинам города, я стал счастливым обладателем этого богатства. Катки подходили почти идеально. Идеально – это потому, что профиль их поперечного сечения, диаметр, ступицы и даже специальная «сеточка» на грузошине – всё было один в один. А «почти» из-за того, что потребовалось рассверливать посадочные отверстия под балансир.
А гусеница меня пленила. Первое – она имела ширину именно копийного размера, в отличии от «родной» из комплекта, которая была на 1 мм уже. Второе – рельеф их грунтозацепов вызывал мысль именно о грунтозацепах, а не о массажёре (как гусеницы от «Трампетера»). Третье – траки отлиты вместе с гребнем полым, а на пластиковых их требуется приклеивать индивидуально. Четвёртое – гусеница реально «рабочая» - она собирается на специальных защёлках и не рассыпается при дальнейшей работе с ней.
А «раз пошла такая…» не заменить за компанию и орудия было бы грешно. Тем более, что наш уральский «Модел –Пойнт» делает, в частности, и точёные стволы на БМП-3. в едином наборе с артикулом МР3514 продаются и «100 мм» алюминиевый ствол «с нарезами» и «30 мм» ствол из латуни, который собирается из двух частей. Жалко только, что в нём отсутствуют соединительные «бобышки» между обоймами стволов. Пришлось выпиливать их самостоятельно из кусочка пластика., а затем сажать по месту на суперклей.
Параллельно с магазинным розыском всего необходимого потихоньку двигал балансиры в нужные места. Очень не хотелось потом переделывать. Решив, что третий каток устанавливается на реперном балансире, остальные я перемещал относительно него.
Поскольку дело это достаточно нудное, можно закрыть на него глаза. Сдвиньте вперёд только переднюю пару катков. от этих перемещений никуда не денешься. В противном случае, восходящая ветвь гусеницы выпадает за плоскость бульдозерного отвала. В результате модель «на препятствия» не гусеницами наезжает, а брюхом наваливается. Ещё почти на миллиметр вверх и назад стоит переместить ведущее колесо и примерно на такое же расстояние двинуть вперёд ленивец. При всех этих перемещениях желательно почаще сверяться с фото. Благо сегодня это не дефицит.
Катки поменял на «раз-два», смоляная гусеница заняла своё место с первого раза и именно так, как надо. Небольшие сложности возникли с переразмеренными звёздочками. Их большие зубцы постоянно норовили расцепить защёлки гусеничных траков. Новая гусеница, из-за большей ширины, за бортовые экраны встала впритык, поэтому предварительно их лучше пошабрить с внутренней стороны.
Имеющееся на модели бревно самовытаскивания можно крепить и «по-боевому» и «по-походному». Оно оснащено металлическим креплением с подвижным шарниром, которое, в зависимости от вашего настроения, позволяет класть его так или эдак. Само «бревно» изготовлено из пластика. Боковые поверхности прекрасно офактурены. А торцы легко подправляются кончиком ножика, которым можно наметить здесь «годовые кольца».
Деталей интерьера производитель не пожалел. Первоначально это вызывает желание люки не закрывать. Но, познакомившись с «богатством» более внимательно, я с сожалением убедился в том, что почти всё оно особо и не нужно. Реальный интерьер существенно сложнее (в разы) и если вы решите доводить его до ума самостоятельно, то это колоссальная по сложности и времени работа. И даже то, что есть, изобилует «китайскими сюрпризами». Например, рабочее место наводчика «оборудовано» довольно подробно, а место командира рядом не имеет абсолютно ничего. Пришлось от «открытых дверей» отказаться.
Если посмотреть на башню прототипа, то можно заметить на ней множество проводов, тяг и шлангов. Переводим взгляд на модель – грустно. Часть того, что есть, следует упиливать (тяги чрезмерно толстые). Часть, в связи с отсутствием, изготавливать с нуля. То же самое относится к проводке. А «стеклянные» приборы наблюдения (на оригинале их больше десятка) в комплект не вошли вообще. Остальные мелкие детали сделаны грубовато. Но это для «Трампетера» весьма типично. Взять хотя бы курсовые пулемёты. Их сволы достаточно сильно смахивают на мушкеты 17 века.
Да, и не забудьте, что лучшие фары – «эльфовские».
Выводы:
Модель произведённая «Трампетером» в своём первозданном виде выполнена достаточно качественно (чего нельзя сказать о БМП – 3, выпущенной фирмой «Скиф»). И довести её до состояния более-менее копийного, пусть и только внешне, особенно при наличии «доработочных комплектов», о которых я писал выше, занятие скорее приятное, чем сложное. Если закрыть глаза на перемещение балансиров.
Поэтому, принимая решение о приобретении, посчитайте бюджет. Так как цена модели со всеми дополнительными приобретениями возрастёт минимум в два раза.
Поделитесь с друзьями: