Вторым важнейшим аспектом использования БМПТ я считаю борьбу с танкоопасной ТОЖС (живой силой) противника. Но, имеющимся у настоящей БМПТ комплексом вооружений: (ПТУР, автоматические малокалиберные пушки, пулемёты и автоматические гранатомёты) данную задачу решить нельзя.
Ведение огня из малокалиберной пушки по живой силе в укрытиях – неэффективно. А если она находится за естественными препятствиями (за зданиями или на обратном скате высоты), вовсе невозможно.
Автоматические гранатомёты также не позволяют гарантированно уничтожить цели, так как они имеют на малых дальностях крайне низкую точность и могущество гранаты достаточно слабое. Более того, имеющиеся у «Терминатора» курсовые гранатомёты для этого и не предназначены. Их углы возвышения не рассчитаны на ведение стрельбы иначе, чем прямой наводкой. Гранатомёты крайне неэффективны зимой, особенно при глубоком снежном покрове.
Чтобы гарантированно поражать такие цели БМПТ должна иметь орудие, позволяющее вести огонь как прямой или полупрямой, так и непрямой наводкой. То есть в идеале оно должно совмещать в себе качества миномёта и пушки (по аналогии с установленными на башнях «Меркавы» 60 мм миномётами).
Такие орудия комбинированного типа есть. Они используют для ведения огня мины, снаряды и ракеты. Российская армия имеет их на вооружении, некоторые другие страны – тоже. Но для решения рассматриваемых в настоящей статье задач они не разрабатывались. Хотя доработать их именно для БМПТ несложно. Российским оружейникам эта задача вполне по силам.
Считаю, что такое КО (комбинированное орудие) должно иметь калибр 82 мм. Тогда можно будет использовать уже имеющиеся наработки, например, мины, автоматы заряжания, ИУС и т.п.
Однако КО это не панацея и его обязательно надо использовать СОВМЕСТНО с малокалиберными автоматическими пушками, АГС и пулемётами. Задел для создания такого КО в настоящее время имеется. А перспективы – радужные. Например, при наличии боеприпаса с готовыми поражающими элементами, который может подрываться на заданной дальности, мины разведки и мины крышебойной самонаводящейся БМПТ может выполнять задачи тактического тактического разведывательно-огневого (ТРОК) комплекса с достаточно интересными перспективами.
Общеизвестный факт: появление принципиально новых систем или образцов вооружения, даже если они созданы не на новейших достижениях науки и техники, а разработаны с применением уже имеющихся решений, оказывает серьёзное влияние на тактику ведения боевых действий. Этому полностью соответствует БМПТ. Её наличие в составе танковых подразделений революции в военном деле, безусловно, не произведёт и стратегию ведения войны не перекроит. Но на тактику общевойскового боя окажет весьма существенное влияние. А именно:
- Во всех видах боя понизятся потери БМП и танков;
- Боекомплекты танков будут расходоваться гораздо рациональнее. Как вариант – может отпасть потребность в расширении номенклатуры используемых боеприпасов из-за включения принципиально новых, имеющих повышенную эффективность применения именно по ТОЦ;
- Танковые подразделения смогут действовать более автономно, а при динамично развивающемся современном общевойсковом бое это немаловажный фактор;
- «Терминатор» обещает стать достаточно эффективным огневым средством, действующим индивидуально, при использовании в локальных конфликтах и в ходе антитеррористических операций;
- Появление в частях и подразделениях данной боевой машины позволит изменить тактические нормативы для средств ПВО, так как ЗКБД можно будет отвести на большие расстояния от линии непосредственного боевого соприкосновения. Последнее позволяет говорить о появляющихся возможностях для лучшего использования местности для определения стартовых позиций ЗКБД и о повышении в целом эффективности боевого применения средств ПВО.
Изо всего вышесказанного вытекает, что аспект тактический, при рассмотрении боевого применения БМПТ, сам по себе достаточно важен. Но его нельзя рассматривать в отрыве от ещё одного аспекта, военно-политического, который не менее значим для принятия окончательного решения о судьбе БМПТ. Как правило, его рассматривают с точки зрения ВТС, одним из основных направлений которого было, есть и будет экспорт ВВТ в третьи страны. По-моему, всем понятно, насколько данный экспорт важен для нашего государства, являющегося одним из ведущих мировых игроков на данном рынке. С тактической точки зрения БМПТ имеет весьма интересные экспортные перспективы на международных рынках вооружений.
Можно ещё достаточно долго перечислять достоинства «Терминатора» и приводить аргументы в его пользу, но я хочу остановиться на одном – это престиж государства. Данное понятие носит ярко выраженный характер политический. В некотором роде оно связано с ещё одним понятием – научный приоритет разработки.
Немного истории.
В нашей стране день рождения танк отмечает 18.05.1915. именно в указанную дату под Ригой начались полевые испытания «Вездехода» А.Пороховщикова, имевшего все атрибуты, присущие танку. Машина успешно прошла испытания, но на вооружение так и не поступила. Ещё ряд аналогичных проектов, разработанных в то же время (например, танк Менделеева), постигла аналогичная участь.
А через полтора года на поля сражений 1 мировой выползли АНГЛИЙСКИЕ машины, открывшие новую эпоху в создании средств вооружённой борьбы. И приоритет в создании танка Россия потеряла. К сожалению, это далеко не единичный случай в нашей истории утраты приоритета в создании новейших образцов ВВТ.
По материалам настоящей статьи формулирую вывод, с которым можно соглашаться или нет. Это моё личное мнение. Всё идёт к тому, что «Терминатору» уготована судьба «Вездехода». С момента создания машины прошло уже более десяти лет. Использованные при создании указанной машины концепции аккумулировали всё лучшее, что имелось по данному вопросу. Машина полностью отвечает требованиям контактной фазы современного боя. Кроме детально проработанной конструкции самой машины готов пакет предложений по структуре, информационному обеспечению и управлению системой с ВЗУ, в т.ч. войсковой ПВО.
Ждём – с!
Поделитесь с друзьями: