Защита башни представляла из себя комбинированную структуру бронирования и состояла:
- Из элементов разнесённого (бронемаска);
- Комбинированного (включающего активные элементы) бронирования бортов и лба.
Эквивалент защиты с верхней полусферы достигал диапазона (180-200) от УЯ и 600 от кумулятивного боеприпаса.
Единственным уязвимым местом нового танка оставалась его башня (особенно, в центральной части). Здесь бронирование заставляло вспомнить о 30 годах (его величина составляла всего 50 мм/5°)
Однако, даже в случае поражения этого участка УЯ либо кумулятивными боеприпасами, из строя выводился только один маршевый двигатель.
Крыша отсека боекомплекта представляла комбинированную структуру с активными элементами и многослойным бронированием, на заключительном варианте «вышибные пластины» выполнялись в днище для снижения ослабленных зон защиты сверху.
Наружные и центральные детали в защитных конструкциях корпуса и башни выполнялись из стали высокой твердости, внутренние из стали средней твердости. Это позволяло уменьшить формирование осколочного потока при пробитии элементов бронирования.
Заключительный из описанных (П. Ф. Гнедаш, Л. И. Мазуренко, Е. А. Морозов.
Планировка заключительной версии
а – продольный разрез; б – вид в плане со снятой башней и крышей корпуса; 1 - пушка; 2 - башня; 3 – погон башни; 4 – крышка отсека автомата заряжания; 5 – отсек экипажа; 6 – кормовые люки экипажа; 7 – отсек автомата заряжания; 8 – отсек силовой установки; 9 – топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 - двигатели; 12, 15, 19, 20 – бортовые коробки передач для передачи мощности к ведущим колесам переднего и заднего обводов; 13, 14, 18, 21 – ведущие колеса передних и задних обводов; 17, 22 – гусеницы передних и задних обводов.
Схема защиты включала слой активных элементов защиты с комбинированной схемой с продольным обжатием наполнителя (сталь + ЭДЗ + наполнитель), повышающая защиту на ~40%. Общий габарит бронирования составлял 260 мм. Конструкция обеспечивала защиту не только от боеприпасов, атакующих по горизонтали, но и защиту от боеприпасов (УЯ, кумулятивных) атакующих сверху.
Отсеки танка были изолированными и разделялись перегородками – 20 мм для отсека топлива, систем двигателя. 20 мм перегородка между 1 и 2 двигателями. Перегородки с габаритом 50 мм устанавливалась перед отсеком боекомплекта и капсулой экипажа. В днище капсулы экипажа был предусмотрен эвакуационный люк, служивший, также в качестве санитарного узла.
Бронирование днища корпуса также было дифференцированным 20, 50 и 100 мм (комбинированное) в зонах размещения топлива и двигательного отсека; отсека боекомплекта; капсулы экипажа.
Перспективные устройства защиты разработки НИИ Стали (девяностые годы)
Снизу в центре фото перспективного элемента ДЗ 32Э, слева
Габаритные размеры перспективного активного элемента были вдвое меньше
Это позволяло обеспечить большую площадь прикрытия защищаемых проекций.
Подвижность
Расположенная в средней части танка, впереди боевого отделения, силовая установка обеспечивала дополнительную защиту экипажа.
Четырехгусеничная ходовая часть, обусловленная такой компоновочной схемой, существенно повышает живучесть танка при минном подрыве. Увеличению живучести способствует также раздельное исполнение систем, обслуживающих каждый двигатель.
На базе танка с двумя двигателями можно создать семейство машин с использованием одного или двух двигателей в зависимости от типа и назначения машины, от массы и мощности, потребляемой навесным оборудованием.
Требования к подвижности танков непрерывно возрастают. Предполагается, что средняя скорость танка ближайшего будущего при движении по сухим грунтовым дорогам должна достигать 50…55 км/ч. Для достижения такой скорости удельная мощность танка должна быть не менее 21...23 кВт/т, а максимальная скорость, обеспечиваемая скоростным диапазоном трансмиссии 80…90 км/ч.
Преодоление естественных препятствий и искусственных заграждений, проделывание проходов при помощи навесного и встроенного оборудования требуют дополнительного увеличения мощности силовой установки.
Одной из важных мер защиты танка является повышение подвижности с целью эффективного маневрирования под огнем (в том числе и задним ходом, не подставляя уязвимую корму). Исследования показывают, что за счет защитного маневрирования на поле боя вероятность попадания в танк снижается в 2-4 раза, защищенность повышается в 1,5-2 раза. Это относится в особенности к защите от управляемых ракет.
Таким образом, для увеличения подвижности танка с прогнозируемой массой (свыше 54 тонн) требуется силовая установка мощностью 1320...1470 кВт.
Высокие динамические качества танков в указанном диапазоне мощностей в сочетании с хорошей топливной экономичностью при малой загрузке можно обеспечить двигателями с двумя уровнями мощности (4ТД – 800 и 1000 л.с.).
Второй, нижний, уровень мощности необходим для экономичной эксплуатации танка при ограниченной скорости движения и сравнительно легких дорожных условиях.
Для перспективного танка может быть применена силовая установка с двумя одинаковыми двигателями, размещенными в средней части танка, бортовыми гидрообъемно-механическими трансмиссиями и гидрообъемным приводом механизма поворота. Механизм реверса обеспечивает возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями.
Маршевое движение танка в колоне предполагалось осуществлять кормой вперед. В кормовом люке механика водителя имелся иллюминатор и ТВ система заднего обзора. Кресло выполнялось поворотным.
Ходовой макет шасси и СУ «490»
Ходовой макет шасси танка с силовой установкой с двумя двигателями и 4-гусеничной ходовой частью:
1 - кабина, 2 - передняя часть; 3 - задняя часть.
Макет изготовлен на базе двух танков Т-64А с двигателем 5ТДФ. У танков вырезана верхняя часть корпуса с боевыми отделениями; отделение управления и моторно-трансмиссионное связанны в единый модуль. Соединенные кормовыми частями, они образуют ходовой макет с двумя двигателями и четырьмя гусеничными обводами.
Масса макета 35,6 т. Бортовые редукторы задней части макета модернизированы так, что они обеспечивают движение со скоростью, соответствующей скорости движения передней части. В передней части макета установлена система управления двигателями.
Схема шасси танка с силовой установкой, имеющей два двигателя:
1- ведущее колесо; 2 - направляющее колесо; 3 – бортовой редуктор; 4 - гидрообъемно-механическая трансмиссия; 5 - редуктор ГОП; 6 - реверс с понижающим редуктором; 7 - двигатель; 8 - гидрообъемный привод механизма поворота
Каждый из двигателей развивал мощность 590…660 кВт·с кратковременным форсированием до 740 кВт. Таким образом, общая мощность силовой установки достигает 1180…1320 кВт, а удельная мощность макета 33…37 кВт/т. Это позволит обеспечить удельную мощность танку равную 29 кВт/т.
При такой компоновке отпадет необходимость длительной разработки нового танкового двигателя большой мощности. Предлагаемая схема повышает долговечность и топливную экономичность силовой установки за счет рационального использования мощности одного или обоих двигателей. Подробнее см. статью
Элементы ходовой танка по типу «Объект 219» (катки).
Варианты танка прорабатывались с эжекционной, комбинированной и вентиляторной системой охлаждения.
предыдущая статья Следующая статья
Поделитесь с друзьями: