Этой статьёй я завершаю публикацию материалов об объекте 490
Возвращение к истокам – 4ТД
Двигатель 4ТПД, эскизный проект 1953 г.
Для перспективного танка 21 века предполагалось использовать двигатель 4ТД, основанный на технологиях, отработанных на серийном двигателе 6ТД-2. Установка двух двигателей 6ТД-2 являлась избыточной по мощности, кроме того для уменьшения габаритов оптимальной была установка двух двигателей меньших размеров. Создание нового двигателя 4ТД в 80-е годы не имело рискованных технических аспектов с учетом технологий 6ТД и отсутствия проблемных вопросов неуравновешенности 5ТД и 3ТД. 4ТД развивал мощность в номинальном и форсированном режиме 800 и 1000 л.с.
Много лет потребовалось некогда конфликтовавшим на территории СССР разработчикам танков для того, чтобы прийти к выводу –
Еще одним подтверждением правильности направления, выбранного Морозовым, стала демонстрация в октябре 2018 года на симпозиуме AUSA проекта перспективного двигателя, для боевых бронированных машин США, созданного в рамках программы «Advanced Combat Engine». Им оказался американский «аналог» 4ТД созданный с применением технологий современного уровня -
«Advanced Combat Engine» продемонстрированый на AUSA 2018.
Оппозитный 2-тактный двигатель объемом 14.3л, четырехцилиндровый, был разработан для TARDEC армии США (Tank Automotive Research, Development and Engineering Center) в партнерстве с Cummins. Мощность 1000 л.с. при 2400 об./мин.
Двигатель является частью 30-летней стратегии модернизации американской бронетехники.
Преимущества проекта танка 21 века А. А. Морозова.
- Максимально возможная защита экипажа в рамках весовых ограничений ~55 тонн.
- Размещение экипажа в кормовой зоне, наименее подверженной обстрелу, в высокозащищенной капсуле.
- Простая и лаконичная схема размещения прицельных комплексов, соответствующая уровню развития науки и техники на ближнесрочную перспективу. Наличие визуального канала в панорамическом прицеле с обзором с наивысшей точки танка.
- Применение простой схемы автомата заряжания без ограничений по длине выстрела L=1400 (активная часть БПС до 1300 мм) с полной автоматизацией боекомплекта.
Весь боекомплект основного вооружения полностью механизирован и размещен в едином автомате заряжания с простой траекторией и кинематикой доставки выстрела в казенник пушки.
- Возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями (75 км/ч).
- Простота создания семейства машин с 1 или 2 двигателями и удобным размещением десанта и целевой нагрузки. Например, высокозащищенного БМП. Существенное влияние на облик танка, наряду с принципиальными решениями основных узлов и систем, могут оказать:
- сокращение функциональных задач, решаемых танками в бою;
- приспособление конструкции танка в качестве базовой машины для семейства ВГМ и к условиям массового производства;
- необходимость сохранения возможности дальнейшего совершенствования в ходе жизненного цикла машины.
- С целью повышения живучести ходовая часть выполнена четырёхобводной, с приводом на каждый обвод. Это дает возможность танку при разрыве одного из обводов (и даже двух на разных бортах) не утратить подвижность.
- Максимальная защита капсулы экипажа от всего набора поражающих средств, включая химическое, бактериологическое и радиационное воздействие, комфорт в обитаемом отделении (наличие санитарных устройств, устройства для разогрева пищи и кондиционера).
Совместное размещение экипажа кардинально решает вопросы взаимопомощи и взаимозаменяемости, существенно упрощает вопросы внутренней связи и дублирования функций танкистов.
- Максимальная противоминная защита танка и членов экипажа;
- Силовая установка танка имеет возможность работы в двух режимах:
- максимальной мощности - при движении и тяжелых дорожных условиях и в бою;
- в частичном режиме (~50% Мmax) - при движении по хорошим грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием. Оба режима должны быть по экономичности равноценны, обеспечивая минимальный удельный расход топлива. Это наиболее радикальный путь повышения запаса хода танка при ограниченном объеме возимого топлива.
11. Замена торсионной подвески гидропневматической, помимо решения основной задачи - повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода, даёт возможность управляв клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою.
Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости. Таким образом, введение лишь одной системы повышает показатели подвижности (прямой эффект), защищенности и огневой мощи тапка (побочный эффект).
предыдущая статья
Поделитесь с друзьями: