2.7 Маневренный танк Д-4

Разработчик проекта: Н.Дыренков

Начало работы над проектом: 1929 год

Изготовление первого опытного экземпляра: 1931год

Судьба проекта: работы завершены не были в виду крайне неудовлетворительных результатов, показанных первым изготовленным прототипом

Д-4 1

Рис.79 Внешний вид первого опытного экземпляра танка Д-4

05.10.29 Николай Иванович Дыренков подал в РВС СССР докладную записку о том, что им создан проект маневренного танка. 18.11.29 его пригласили на заседание РВС, где поручили сделать соответствующий доклад. Конструктору удалось убедить членов РВС в том, что его проект является крайне актуальным для РККА. Поэтому уже 14.12.1929 ленинградскому Ижорскому заводу открыли заказ на работы новому колёсно-гусеничному маневренному танку ДРС (Д-4), который планировалось изготовить по эскизам, созданным Н.Дыренков. который являлся работником данного завода. Создатель проекта специального образования не имел и являлся изобретателем – самоучкой.

Заводу было поручено изготовить 6 опытных экземпляров танка Д-4, первый из которых должен был быть закончен не позднее 01.04.1930 года. Отсутствие необходимых средств привело к сокращению заказа до двух машин.

Основным преимуществом проекта являлась возможность использования на новой машине трёх движителей. По мнению изобретателя его танк имел возможность передвигаться на колёсах, гусеницах и на железнодорожном ходу, что существенно облегчало оперативное перемещение машины в требуемый район боевого применения.

Д-4

Рис.80  Опытный экземпляр танка Д-4 Вид на левый борт.

Первоначально конструктор планировал создание трёхбашенного танка с установкой в каждой из них пушки калибра 45 мм и пулемёта калибра 7,62 мм. Кроме этого два пулемёта должны были размещаться в корпусе. Но сильный перегруз конструкции заставил отказаться от одной из башен. Оставили только две шестигранные башни, разместив их по диагонали корпуса

Корпус танка вытянутой коробчатой формы собирался на каркасе из уголков, на который приклёпывали броневые листы толщиной 8, 13 и 20 миллиметров. Так как на момент начала работ ни планировавшихся для установки двигателей “Hercules” (МС-2), ни двигателей, создававшихся для танка Т-19 и рассматривавшихся конструктором в качестве альтернативных, получить не удалось, на машины установили по два двигателя «Геркулес», оснащённые единой системой охлаждения.

В носовой части размещалось отделение управления, а в центральной – боевое. Для защиты от осколков и пуль предусматривалась установка по бортам корпуса массивных экранов. Между последними и корпусом размещалась клёпаная коробка из стали на которую и крепились рессоры и опорные катки.

В системе управления применили гидроусилители. На танк установили реверс тяги, что позволяло машине двигаться вперёд и назад с одинаковой скоростью.

Конструкция ходовой части Д-4, на первый взгляд, напоминала проект компании Landsverk

На внешнем контуре корпуса Д-4 монтировался движитель, разработанный аналогично автомобильным типам, имевший два управляемых и два ведущих колеса. Его дополнял гусеничный движитель, гусеничные цепи которого вместе с опорными катками посредством предусмотренных для этого винтовых домкратов могли опускаться и подниматься по необходимости. А так же движитель железнодорожный, который конструктор разместил под днищем Д-4 и оснастил скатами малого диаметра.

Самым сложным получился гусеничный движитель. На специальном подъёмном мостике монтировалось 12 полуэллиптических рессор, аналогичных автомобильным, и шесть катков опорных большого диаметра. Привод от двигателя передавался на мостик через червячные пары. Движитель дополнялся двумя направляющими (в передней части танка) и двумя ведущими колёсами (в задней части). Механизм натяжения гусениц размещался на направляющих колёсах. Траки гусеницы соединялись специальными тросами в единую цепь.

 Д-4 3

Рис.81 Опытный экземпляр танка Д-4 на испытаниях

Кроме этого танк позиционировался и как способный преодолевать водные преграды. Для чего получил герметичный корпус и специальное оборудование для подводного движения.

Танк так и не удалось вывести на испытания. Основных причин было несколько. Во-первых, Дыренков одновременно разрабатывал сразу несколько разноплановых проектов новой техники (мотоброневагоны, танкетки, бронеавтомобили, танки), что существенно распыляло его энергию и силы. Во-вторых, он не доверял инженерам, которых КБ выделило ему в помощь, и все расчёты проводил исключительно самостоятельно. Что привело к многочисленным ошибкам и, в результате, загубило машину. В – третьих, он внёс в проект практически все появившиеся на то время новые технические решения, чем существенно перегрузи проект. сделав его крайне сложным для производства. В-четвёртых, рабочие чертежи сдавались им на завод с огромной задержкой, из-за чего многие детали приходилось делать «на глаз», что существенно снижало работоспособность и надёжность конструкции.

Но Дыренков во всех грехах обвинил работников завода. О чём подал соответствующую докладную в УММ РККА.

В это же время его назначают руководителем московского ОКБ, поэтому он потребовал перенести окончательную сборку прототипов из Ленинграда в Москву.

Всё это привело к тому, что первые пробежки по территории завода прототип Д-4 сделал лишь в марте 1931 года. И сразу же стало понятно, что перспектив у данного проекта, как боевой машины, нет. Даже по бетонным полам цеха танк перемещался с большим трудом. Переключались движители нормально, но движение на гусеницах у машины получалось ещё хуже, чем на колёсах. В результате вышла из строя трансмиссия.

Масса танка существенно превысила расчётную. И это при том, что на прототипе отсутствовало вооружение, боекомплект, оборудование подводного хода.

д-4 4

Рис.82 Чертежи танка Д-4

Поняв, что проект в ближайшее время закроют, Дыренков срочно предложил проект танка Д-5 с бронёй в 35 мм, вооружённый двумя пушками калибра 76,2 мм и авиационным двигателем. Получив отказ от председателя НТК УММ, конструктор через его голову напрямую обратился к Тухачевскому и добился разрешения на проведение работ в Мариуполе.

К счастью 01.12.32 КБ Дыренкова было расформировано и все ведущиеся им проекты закрыты.

.» Позже, в 1937 году Н. И. Дыренков был арестован по обвинению в участии в террористической организации и 9 декабря 1939 года был расстрелян.

Д-4 ТТХ

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>