Танковое трио. Часть 5

Так сложилась довольно любопытная ситуация. Одновременно в разработке оказались три типа ходовой части: харьковская, тагильская, ленинградская.Ряд разносторонних сравнительных испытаний, проведённых с привлечением представителей МО, выявил, что самое результативное решение предложили ленинградцы.

Харьковчане согласились с этим, и приняли её за основу для последующих модификаций Т-64 (и при разработке перспективного танка «Боксёр»).

Т-64 образца 1967 года

Т-64 образца 1967 года

Решение данного вопроса заняло достаточно много времени, поэтому с момента начала разработки проекта 64-ки до официального её принятия на вооружение прошло целых одиннадцать лет.
За это время на разных уровнях сформировались группы сторонников новой машины и её непримиримых противников. Причин для этого было много: технического и организационного характера, но, главное, конъюнктурных. Танк представлял собой технику нового поколения и требовал существенных сил на доводку.

Т-64 (1967)

Т-64 модель 1967 года

МО СССР, безусловно, было заинтересовано в получении танка с более высокими характеристиками. Однако военных настораживала его техническая сложность и неизбежные (в случае принятия на вооружение) изменения, которые придётся вносить с подготовку танкистов и саму структуру танковых войск. В совокупности с проблемами технического характера, всё это привело к максимальному затягиванию принятия решения о постановке танка на вооружение.

Немаловажную роль в этом играло и недовольство высшего командования тем, что танк запустили в серию, без завершения всего комплекса государственных испытаний (1964 год). У них сложилось мнение, что данную технику им навязывают, что привело к устойчивому подспудному его отторжению.

маршал Полубояров Павел Павлович

У маршала Полубоярова П.П. (командующий танковыми войсками, в то время), а затем, и у маршала Бабаджаняна А.Х., возглавлявшего ГБТУ и полигон в Кубинке, со временем сложилось устойчивое мнение о том, что более простая версия (на их взгляд), Т-72 является более предпочтительной для Сухопутных войск.

Амазасп Хачатурович Бабаджанян

Маршал Бабаджанян Амазасп Хачатурович

Руководство оборонной промышленности прекрасно представляло, насколько масштабные объёмы работ предстоят его структурным подразделениям, чтобы организовать производство нового танка. А постоянно возникающие проблемы производственного характера у заводов, выпускающих Т-64 (особенно проблемы с двигателями) также особого оптимизма не прибавляли.
Только «сталинский нарком» Устинов Д.Ф., своей железной волей мог продавить скрытое противодействие на всех уровнях, так как сделал ставку именно на Т-64.

Т-64 (1967 год) на полигоне

Т-64 на полигонных испытаниях (1967 год)

Нельзя не упомянуть и причины конъюнктурного характера. Если бы в серийное производство был запущен единый танк, то ЗКЗ и УВЗ автоматически обязаны были бы вести все свои дальнейшие разработки именно на его базе, что воспринималось весьма прохладно. Поэтому главные конструкторы из Ленинграда и Тагила, через «своих людей» среди высшего военного командования, руководителей промышленности и членов правительства старались любыми способами не допустить этого, а продвинуть танк собственного производства.

объект 436

Объект 436

В августе 67 ЦК КПСС, совместно с Совмином СССР, издало постановление, о начале оснащения армии новыми Т-64 и развитии мощностей для производства последних. Согласно этому документу. Его выпуск требовалось наладить в Харькове, Тагиле и в Ленинграде.
Учитывая тот факт, что двигатели 5ТДФ производились в ограниченном количестве, в мирное время его решено было ставить на всех заводах, а в военное, тагильчане должны были перейти на производство «резервной» версии Т-64, с резервным вариантом дизеля, В-2.

ХБКМ уже разработало подобный вариант (объект 436), опытные образцы которого были успешно испытаны в 1967 году. вся техдокументация на этот вариант Т-64 была передана УВЗ.
Параллельно со всеми этими работами, ЛКЗ (в инициативном порядке) с начала шестидесятых годов вёл разработки по монтажу на Т-64 газотурбинного двигателя (проект Т-64Т). В металле были изготовлены опытные образцы танка. В октябре следующего, 1968 года, было принято решение о создании объекта 219 (танка Т-64 с ГТД). Но работы в данном направлении практически никого не интересовали, так как приемлемого двигателя под этот проект в СССР не было.

объект-172

Объект 172

Независимо от решений, принятых на самом высоком уровне, и УВЗ и ЛКЗ продолжали работы на базе Т-64 с целью создания собственного варианта перспективного танка.

При весьма серьёзной поддержке военных, «объект 172», продвигавшийся Нижним Тагилом, начал выходить на лидирующие позиции (в скором будущем, он стал танком Т-72).

Объект 172 на полигонных испытаниях

Объект-172 на заводском полигоне

Процесс становления данной машины был тернистым, весьма длительным и включал даже детективную составляющую (включая подделку государственных документов).

часть 4                                                                                                                            часть 6

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>