Так сложилась довольно любопытная ситуация. Одновременно в разработке оказались три типа ходовой части: харьковская, тагильская, ленинградская.Ряд разносторонних сравнительных испытаний, проведённых с привлечением представителей МО, выявил, что самое результативное решение предложили ленинградцы.
Харьковчане согласились с этим, и приняли её за основу для последующих модификаций Т-64 (и при разработке перспективного танка «Боксёр»).
Т-64 образца 1967 года
Решение данного вопроса заняло достаточно много времени, поэтому с момента начала разработки проекта 64-ки до официального её принятия на вооружение прошло целых одиннадцать лет.
За это время на разных уровнях сформировались группы сторонников новой машины и её непримиримых противников. Причин для этого было много: технического и организационного характера, но, главное, конъюнктурных. Танк представлял собой технику нового поколения и требовал существенных сил на доводку.
Т-64 модель 1967 года
МО СССР, безусловно, было заинтересовано в получении танка с более высокими характеристиками. Однако военных настораживала его техническая сложность и неизбежные (в случае принятия на вооружение) изменения, которые придётся вносить с подготовку танкистов и саму структуру танковых войск. В совокупности с проблемами технического характера, всё это привело к максимальному затягиванию принятия решения о постановке танка на вооружение.
Немаловажную роль в этом играло и недовольство высшего командования тем, что танк запустили в серию, без завершения всего комплекса государственных испытаний (1964 год). У них сложилось мнение, что данную технику им навязывают, что привело к устойчивому подспудному его отторжению.
У маршала Полубоярова П.П. (командующий танковыми войсками, в то время), а затем, и у маршала Бабаджаняна А.Х., возглавлявшего ГБТУ и полигон в Кубинке, со временем сложилось устойчивое мнение о том, что более простая версия (на их взгляд), Т-72 является более предпочтительной для Сухопутных войск.
Маршал Бабаджанян Амазасп Хачатурович
Руководство оборонной промышленности прекрасно представляло, насколько масштабные объёмы работ предстоят его структурным подразделениям, чтобы организовать производство нового танка. А постоянно возникающие проблемы производственного характера у заводов, выпускающих Т-64 (особенно проблемы с двигателями) также особого оптимизма не прибавляли.
Только «сталинский нарком» Устинов Д.Ф., своей железной волей мог продавить скрытое противодействие на всех уровнях, так как сделал ставку именно на Т-64.
Т-64 на полигонных испытаниях (1967 год)
Нельзя не упомянуть и причины конъюнктурного характера. Если бы в серийное производство был запущен единый танк, то ЗКЗ и УВЗ автоматически обязаны были бы вести все свои дальнейшие разработки именно на его базе, что воспринималось весьма прохладно. Поэтому главные конструкторы из Ленинграда и Тагила, через «своих людей» среди высшего военного командования, руководителей промышленности и членов правительства старались любыми способами не допустить этого, а продвинуть танк собственного производства.
Объект 436
В августе 67 ЦК КПСС, совместно с Совмином СССР, издало постановление, о начале оснащения армии новыми Т-64 и развитии мощностей для производства последних. Согласно этому документу. Его выпуск требовалось наладить в Харькове, Тагиле и в Ленинграде.
Учитывая тот факт, что двигатели 5ТДФ производились в ограниченном количестве, в мирное время его решено было ставить на всех заводах, а в военное, тагильчане должны были перейти на производство «резервной» версии Т-64, с резервным вариантом дизеля, В-2.
ХБКМ уже разработало подобный вариант (объект 436), опытные образцы которого были успешно испытаны в 1967 году. вся техдокументация на этот вариант Т-64 была передана УВЗ.
Параллельно со всеми этими работами, ЛКЗ (в инициативном порядке) с начала шестидесятых годов вёл разработки по монтажу на Т-64 газотурбинного двигателя (проект Т-64Т). В металле были изготовлены опытные образцы танка. В октябре следующего, 1968 года, было принято решение о создании объекта 219 (танка Т-64 с ГТД). Но работы в данном направлении практически никого не интересовали, так как приемлемого двигателя под этот проект в СССР не было.
Объект 172
Независимо от решений, принятых на самом высоком уровне, и УВЗ и ЛКЗ продолжали работы на базе Т-64 с целью создания собственного варианта перспективного танка.
При весьма серьёзной поддержке военных, «объект 172», продвигавшийся Нижним Тагилом, начал выходить на лидирующие позиции (в скором будущем, он стал танком Т-72).
Объект-172 на заводском полигоне
Процесс становления данной машины был тернистым, весьма длительным и включал даже детективную составляющую (включая подделку государственных документов).
Поделитесь с друзьями: