Сегодня сложно сроить предположения о том, чем руководствовался начальник АБТУ в декабре 1941 года.
Н.Н. Алымов третий слева в третьем ряду
Однако, уже в январе 1942 заместителем начальника БТУ АБТУ РККА, военным инженером 1 ранга Алымовым Н.Н. в справке, поданной им на имя зам. Наркома танковой промышленности Ж.Котина, указывал:
В марте 1942 года, во исполнение приказа № 55 от 23.03.42, изданного Наркоматом танковой промышленности, на базе имевшегося опытного завода ЧКЗ создаётся Опытный танкомоторный завод № 100. Именно туда были переданы все работы по машине.
Котин Жозеф Яковлевич
Общее руководство проектом было возложено на главного конструктора ЧКЗ С. Махонина, затем передано главному конструктору НКТП Ж.Котину.
Цейц Н.В.
После скоропостижной смерти Н.В. Цейца, который возглавлял основные теоретические работы по проекту, его место занял Шамшурин П.Ф., который являлся принципиальным противником разработки данной машины.
Шамшурин Николай Фёдорович
Главной «изюминкой» КВ-13 стала разработка литой лобовой части корпуса (впервые в советском танкостроении). Это обеспечивало существенное снижение массы при сопоставимой защищённости и значительно упрощало процедуру сборки этого, весьма трудоёмкого, узла.
Заслуга этой оригинальной разработки принадлежала группе, которой руководил инженер К. Кузьмин и ведущий инженер С. Мицкевич. Вопросами общей компоновки танка занимался Г. Москвин.
Первоначально КВ-13 официально именовался в документах «скоростной танк усиленного бронирования». Перед разработчиками ставились следующие задачи:
«Дать проект боевой машины среднего веса, соединяющей способности широкого и быстрого маневра с силой лобового удара, а также упростить производство наиболее трудоемких деталей — корпуса, башни, трансмиссии».
В соответствии с требованиями военных масса КВ-13 не должна была превышать 30 тонн, скорость достигать 65 км/час, а лобовое бронирование выдерживать попадание 88 мм снаряда германской зенитной пушки Flak 36/37.
Эскиз КВ-13
Достигнуть усиления бронезащиты при одновременном уменьшении массы предполагалось путём снижения габаритных размеров танка. Высоту смогли снизить на 210 мм, а корпус укоротить почти на 700 мм. использование бортового редуктора новой конструкции позволило сократить ширину КВ-13 на 250 мм (относительно исходного КВ-1). Из состава экипажа исключили стрелка-радиста и заряжающего, сократив, тем самым, его до 3 человек. Это решение позволило сократить требуемый объём заброневого пространства.
Отказ от стрелка-радиста позволил поменять форму передней части корпуса. она стала более обтекаемой и выдвинутой вперёд. Что положительно сказалось на снарядной стойкости машины. При этом толщина лобовой брони возросла до 120 мм (лоб верх), средняя деталь, наклонённая под 60°, 60 мм, нижняя – 100 мм.
КВ-13 вид спереди
Корпус танка планировалось изготавливать из литых и катаных элементов, что упрощало производство, а башню стали отливать в едином блоке с рамкой пушки. Сократилось количество деталей корпуса, что автоматически уменьшило число сварных швов, стыков и подгонок, понизив потребное время на изготовление и упростив производство.
В башне осталось только два члена экипажа. Что позволило уменьшить её размеры. Вооружение осталось прежним. 76,2-мм пушка ЗИС-5 с клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа, с длиной ствола в 41,5 калибра. Противооткатное устройство состояло из тормоза отката гидравлического типа и накатника гидропневматического. Имелся гильзоуловитель (в виде обычного брезентового мешка), который был способен одновременно принимать до 8 гильз.
ЗИС-5
С пушкой был спарен пулемёт ДТ (7,62 мм). Пушка крепилась на специальных цапфах, имевших шаровые опоры. Монтаж выполнялся через крышу башни (для этого пришлось сделать её съёмной).
Угол вертикальной наводки пушки составлял -5/+25 градусов. Горизонтальная наводка осуществлялась с применением МПБ (электромотор и ручной привод). Выстрел можно было совершить ножным и ручным спусковым механизмом.
Наведение на цель обеспечивали телескопический танковый прицел 9Т-7 (ДТ-7) и перископический прицел ПД 4-7 (с электрической подсветкой для стрельбы ночью).
Боекомплект 57-65 унитарных выстрелов и 15 дисков патронов (945 шт). плюс 6 магазинов к ППШ, ракетница и 15 гранат Ф-1.
КВ-13 Вид сзади
Боковая и кормовая защита башни (на случай её заклинивания) предусматривала изготовление четырёх амбразур для ведения огня из ППШ (личное оружие членов экипажа). При работающем двигателе башню вращал электромотор. На стоянке это осуществлялось вручную.
КВ-13 вид сзади с открытым трансмиссионным отделением
Силовая установка новой машины включала танковый дизель В-2К (600 л.с.), пару воздухоочистителей, вентилятор охлаждения, подковообразный пластинчатый радиатор, два топливных и пара масляных баков.
Система охлаждения была заимствована с танка Т-50, который производился на Кировском заводе в 1941 году. Маршевый двигатель запускался инерционным стартером с электромотором, ручным приводом и пусковым устройством на сжатом воздухе.
Т-50
Коробка имела 9 передних и 1 заднюю скорость. Бортовая планетарная одноступенчатая передача монтировалась в кронштейне ведущего колеса. Это обеспечило снижение ширины танка.
В отличие от КВ-1 ходовая часть КВ-13 имела только пять опорных катков. Причём они были рассчитаны на возможность использования гусениц Т-34 и Кв-1 (для перемещения по заболоченным и заснеженным участкам). Для их смены требовалось только поменять венцы на ведущем колесе.
Весьма важным было отсутствие в конструкции танка деталей из цветмета (кроме двигателя).
Предыдущая часть Следующая часть
Поделитесь с друзьями: