Осенью 1941 года Вермахт приблизился к Москве практически вплотную. Была осаждена вторая «столица» СССР, Ленинград. РККА понесла за несколько месяцев первого года войны колоссальные потери в танках. Возможности их оперативной компенсации не существовало. Вся военная промышленность из европейской части эвакуировалась на Урал и в Сибирь.
Новые заводы строились здесь ударными темпами. Но достройка и оснащение каждого из них требовало времени от 1,5 до 6 месяцев. Но фронту танки нужны были «вчера».
Критическое положение сложилось с тяжёлыми КВ, которые отлично зарекомендовали себя в первых боях.
Чтобы исправить ситуацию, ГКО издал, 04.1041 постановление за номером 734. Согласно этому документу в составе НКТП создавался Уральский комбинат по производству тяжёлых танков КВ, на базе:
- Челябинского тракторного завода (ЧТЗ);
- Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ);
- Двигательного завода № 75;
- Уральского трубного завода.
Данным постановлением ЧТЗ переименовали в ЧКЗ (Челябинский Кировский завод).
Название Уральский комбинат… не прижилось. Это мощное предприятие народ окрестил «Танкоградом». Именно под этим именем предприятие вошло в историю СССР. Уже в середине октября 1941 года на заводе было налажено серийное производство КВ. Но потребности фронта оно не удовлетворяло.
Сборка танков КВ. ЧТЗ. 1942 год.
Дополнительными проблемами являлись сложность производства танка и его низкая эксплуатационная надёжность. За исключением толщины брони КВ, в боевом отношении, практически ничем не превосходил Т-34, который был значительно дешевле в производстве.
«Танкоград» должен был компенсировать прекращение выпуска танков на ленинградском Кировском заводе и увеличить их производство в 3-4 раза.
Чтобы решить подобную задачу, руководству НАТП можно было пойти двумя путями:
- снизить трудоёмкость производства серийного КВ без изменения его конструкции;
- проведение капитальной модернизации, которая позволит снизить время выпуска одного танка при сохранении технических и боевых параметров машины.
Гинзбург Семён Александрович
Второе направление активно поддерживалось начальником отдела ГК НКТП Семёном Александровичем Гинзбург. В качестве доводов в пользу своей точки зрения, он приводил следующий посыл. Существующая конструкция КВ отличается низкой технологичностью и, в имеющемся виде, его следует признать непригодным для серийного выпуска в военное время.
Гинзбург считал, что в военное время Т-34 и КВ необходимо заменить единым универсальным танком с массой до 32 тонн, бронированием выше 60-75 мм в лобовой проекции, который будет вооружён 76 мм танковой пушкой и двумя пулемётами.
По его расчётам крейсерская скорость подобного танка должна была составлять не менее 20-25 км/час (при максимальной от 45 км\час). Наличие подобного танка, по мнению Гинзбурга, обеспечивало решение комплекса задач:
- снижение трудоёмкости производства боевой машины;
- упрощение вопросов ТО и ремонта техники;
- комплектацию и снабжение боевых частей.
Малышев Вячеслав Александрович
Занимавший, в то время, пост народного комиссара танковой промышленности СССР, Вячеслав Александрович Малышев, данную точку зрения полностью разделял. Но с оговоркой. Новый танк должен получиться проще в изготовлении и дешевле не только КВ-1, но и Т-34. А вопросы его освоения и запуска в серийное производство не должны сказаться на общем выпуске танков.
Сегодня нет точной даты поступления предложений ТТХ на «новый средний танк усиленного бронирования» в КБ ЧКЗ. Доподлинно известно, что в период с 6 по 11 декабря 41 года эскизный проект новой машины уже был рассмотрен представителем АБТУ РККА и ему было присвоено обозначение КВ-13.
Основные проекции танка КВ-13
Работы над проектом, на начальном этапе, возглавил главный конструктор ЧКЗ С. Махонин. Затем руководство перешло к ГК НКТП Ж. Котину.
Главным теоретиком разработки являлся ведущий инженер Кировского завода Н. Цейц. Корпус был создан конструкторами под общим руководством инженеров С. Мицкевича и К. Кузьмина. Вопросы общей компоновки были возложены на Г. Москвина.
На начальном этапе проекту было дано наименование «скоростной танк усиленного бронирования». В процессе его разработки требовалось решить следующие задачи:
С учётом полученных ТТТ были определены следующие базовые характеристики новой машины:
- масса КВ-13 ориентировочно была установлена в пределах до 30 тонн;
- скорость по шоссе – не менее 65 км/час;
- лобовая броня должна была надёжно защищать машину от огня 88 мм зенитного орудия Вермахта, Flak 36/37.
Работы проводились в рамках программы «объект 233». Предложенная машина вызвала у представителей военных двойственное впечатление.
Объяснялось это «фантастическим» предложением конструкторов группы, возглавляемой С. Махониным, предусматривающим возможность:
- замены 48 тонного КВ-1 на 30 тонный КВ-13, обеспечив, при этом, новый танк бронёй от 75 мм;
- не использовать для работ броневой прокат значительной толщины.
Расчётная скорость была заявлена в пределах 60-65 км/час.
Фактически предложение содержало попытку угодить «и вашим – и нашим», учтя требования производственников и военных.
Согласно РПЗ, прилагаемой к проекту, после принятия на вооружение КВ-13 армия получала средний танк, имеющий бронирование тяжёлого, подвижность лёгкого и стоимость на 30% более низкую, чем у Т-34-76.
Поделитесь с друзьями: