Танки, которых не было. Великая Отечественная война. Часть 1.

3.1. Проекты, родившиеся в годы войны

 

После начала Великой отечественной войны в УММ РККА стали поступать сотни писем от людей, предлагавших проекты новых образцов оружия и военной техники, которая, по их мнению, могла приблизить победу над напавшими на Родину захватчиками.

Подавляющее большинство данных проектов не имело ничего общего с реальной возможностью их реализации и последующим практическим использованием. Но специалисты рассматривали и регистрировали все проекты, чтобы ненароком не пропустить что-то по-настоящему ценное.

В данной главе вы можете познакомиться с маленькой частичкой подобных проектов «супер-оружия».

3.11 Ассиметричный ответ германскому «Медведю»

400 мм мортира Рис.1 Условная реконструкция 400 мм мортиры на шасси КВ-1

В конце 1942 года советское командование получило информацию о том, что в Германии завершаются работы по созданию штурмового орудия большой мощности. 04.03.43 фирма Круп представила опытный экземпляр мортиры калибра 305 мм под названием «Bar» (Медведь).

Мортира на шасси Т-34

Рис.2 Условная реконструкция 400 мм мортиры на шасси Т-34-76

германская мортира Медведь Рис.3 Германская мортира «Медведь» (SturmpanzerBar)

В качестве альтернативного варианта в декабре 1942 года на заводе № 92 старший инженер-конструктор Муравьёв П.Ф. завершил первичную разработку проекта самоходной мортиры калибра 400 мм. В качестве шасси для неё было предусмотрено использование шасси КВ-1С.

эскиз мортиры на шасси Т-34

Рис.4 Расчётный эскиз 400 мм мортиры на шасси Т-34-76

Кроме этого варианта разработчик сделал просчёты установки мортиры на шасси танка Т-34-76.

эскиз мортиры на шасси КА-1

Рис5. Расчётный эскиз 400 мм мортиры на шасси КВ-1

Оригиналы приведённых в статье документов находятся в ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело № 693, стр.355.

3.12  Безгусеничный танк Бадаева и Ляшенко

Практически с первых дней войны в Совет Обороны, лично на имя Сталина, Берии и Ворошилова стали поступать от граждан СССР проекты новых образцов оружия, которое, по мнению их авторов, должно было приблизить нашу Победу.

Один из них принадлежал Ляшенко и Бадаеву (к сожалению инициалов авторов проекта я найти не смог).

В сопроводительном письме они указывали на то, что опыт начавшейся войны позволяет говорить о том, что у современного танка наиболее уязвимым местом являются его гусеницы. Кроме того танк легко уничтожается бутылками с зажигательной смесью.

Предлагаемый ими проект безгусеничного танка, по мнению авторов, лишён этих слабых мест и имеет более высокую боеспособность и живучесть.

Конструкция танка: цилиндрической формы кабина, изготовленная из броневой стали, установлена своими торцевыми частями в два цилиндрических барабана, которыми опирается на грунт. Эти барабаны также изготовлены из толстой броневой стали и оборудованы щитами специальной пирамидальной формы.

Кабина установлена внутри этих барабанов на специальных амортизаторах. Два внешних барабана обеспечивают танку движение за счёт имеющейся у них возможности независимого вращения вокруг барабана – корпуса на роликовых подшипниках.

танк Бадаева-Ляшенко

Рис.6 Внешний вид и разрезы безгусеничного танка

В цилиндрическом корпусе устанавливаются ходовые двигатели, противотанковые и зенитные орудия, огнемёты, пулемёты, баки для огневой смеси, топливные баки, боеприпасы и экипаж танка.

Стабильное положение корпуса относительно поверхности земли при движении обеспечивается за счёт того, что центр тяжести максимально смещён к нижней точке корпуса.

Размеры преодолеваемых препятствий зависят от соотношения весов корпуса и опорных барабанов, а также расстояния от центра кабины до фактического центра тяжести. Разработчики заявляли, что танк их конструкции будет способен преодолевать подъёмы до 25 градусов. При большей крутизне подъёма требуется использовать спаренные танки, что повышает проходимость спарки и удваивает огневую мощь. Спаривание производится специальными устройствами, которые потом можно сбрасывать без выхода экипажей из танка.

При повреждении одного из танков его можно использовать как прицеп с огневыми единицами, используя его боевую силу.

разрез танка Бадвева-Ляшенко

Рис.7 Внешний вид и разрезы безгусеничного танка (продолжение).

Если танки забрасываются в тыл к врагам, то между ними приделывается прицеп такой же, как танки, формы, только без вооружения и мотора. Бронезащита такого прицепа может быть слабее танковой, потому, что он защищён танками с двух сторон.

Конечно танк с гружёным прицепом, имеет меньшую подвижность. Но она достаточна для того, чтобы прорвать фронт и выйти в заданное место в тылу врагов . в ходе боя бензин и боеприпасы расходуются, значит подвижность обратно возрастает. Если надо её резко увеличить, то прицеп освобождается от груза, десант пересаживается в танки или идёт выполнять спецзадание. Прицеп бросается, а танки опять сцепляются один с другим.

101

Если укрепления врага не эшелонированы по глубине и по фронту, то и на холмистой местности такой одиночный танк может воевать без спаривания. Дополнительно к нему можно прицепить один или пару прицепов и перевозить больше бойцов. Такие танки с прицепами хорошо применять для заброски десанта в тыл неприятеля.

Если это требуется, то такие танки с прицепами поддерживают огнём спаренные танки с вооружением.

У такого танка могут быть любые размеры, но лучше делать его крупнее, потому, что чем больше диаметр колёсных барабанов, тем больше их опорная поверхность. А значит, можно сделать толще броню и вооружение выбрать более мощное. Это позволяет танку лучше противодействовать танкам противника и уничтожать его фортификационные сооружения. Проходимость такого танка тоже растёт.

Чтобы танк удобно было возить по железной дороге, его опорные цилиндры нельзя делать диаметром больше 4,25 метра. Ширина – до 8 метров (чтобы проезжать по мостам)…

… танк предлагаемой конструкции может не только уничтожать врага огнём, но и давить его своей большой массой, наезжая на машины и танки неприятеля.

Для этого опорные барабаны должны быть очень прочными, а кабина размещаться в специальных эластичных амортизаторах. Танкисты должны иметь эластичные сидения и привязываться к ним…

… командир из командирской будки управляет танком при помощи пневматической передачи. В танке есть специальные баллоны для сжатого воздуха, которые заправляются от работающего двигателя. Отсюда же воздух берётся, когда танк по дну преодолевает водные преграды. Для этого все двери танка должны быть герметичными. Это поможет танку воевать и там, где применены ОВ.

Наблюдать за местностью можно из отверстий. Сделанных где надо, и заделанных пулеустойчивыми стёклами…

… лучше всего такие танки применять:

  • Для разгрома колонн мотопехоты и танков врага. Танки разреженным строем врезаются во вражескую колонну и всех давят опорными цилиндрами и ведут огонь.
  • Для рейдов в тылы врага.
  • Для разгона наступающей цепью пехоты противника.
  • Для заброски в тылы неприятеля десантов.
  • Для задержания врагов в зараженной местности.

Документ хранится в архивах МО (ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1099).

3.13. «Папа» РСЗО «Буратино» родился в Перми в 1943 году

 

Артком ГАУ в августе 1943г. инициировал программу создания образца тяжёлой САУ, вооружённой 203 мм гаубицей Б-4 так называемого «открытого типа». Одним из КБ, привлечённых к работе над проектом, стал КБ завода № 172 (г.Пермь). его проект был рассмотрен 10.10.43.

Машина под индексом М-22 представляла переработанную СУ-152 (другое обозначение – КВ-14) со срезанной боевой рубкой, вместо которой была установлена Б-4, оборудованная щитом. Чтобы уменьшить откат, на гаубицу спроектировали развитый дульный тормоз.

Руководителем проекта являлся, находившийся в то время под следствием, как «немецкий шпион», Ильин Л.М. (большая часть сотрудников этого КБ также находилась под следствием, или уже была осуждена). При виде сбоку САУ напоминало всем известный сказочный персонаж, Буратино, своим далеко выдающимся за габариты шасси стволом гаубицы.

 Получилась достаточно хорошо отработанная машина, но предпочтение отдали САУ С-51 конструкции Грабина.

САУ М-22

Рис8. Чертёж внешнего вида САУ М-22

 

Оригинальный комплект документов хранится в архивах МО (ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11369, дело№108, стр.50).

3.14 «Боевая вилка» Бучинского С.Е.

 Автор назвал своё творение «Проэкт №4» и расшифровал, что он представляет собой три 45 мм противотанковые пушки, защищённые бронёй и установленные одна возле другой в виде батареи.

боевая вилка

Конструктор предложил разместить три 45 мм пушки в лобовом листе специально спроектированной для этого машины в качестве основного вооружения и одного «бронебойного пулемёта» – в качестве вооружения вспомогательного.

Каждая пушка устанавливалась в отдельной маске и могла «на некий угол крутиться по горизонтали», чтобы огонь усиленный по цели в разные места её сразу вести.

В движение данная боевая машина должна была приводиться двигателем М-1, оснащённого сцеплением и КПП, которая помещается «ближе к кабине».

В качестве шасси предлагалось использовать заднеприводной ГАЗ-А со специальным приводом. Управление тоже обычное, «но специальное», так как его требуется установить выше штатного.

Лобовая броня машины – 25 мм. Круговое бронирование кабины – 10 мм. В остальных местах толщина брони – 6 мм.

Конструктор посчитал, что с экипажем в 5 человек (пулемётчик / командир батареи, шофёр, 3 бойца) и полном снаряжении боеприпасами и топливом машина будет весить 3800 кг и сможет развивать скорость до 35 км/час.

Бронированная батарея

Рис.9 Бронированная батарея

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>